Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, посвятил более восьми лет жизни созданию своего знаменитого героя, Евгения Онегина. Этот глубокий и сложный образ является неотъемлемой частью истории русской литературы. Онегин стал первым в истории русской литературы образом «лишнего человека».
Когда Пушкин создавал образ Онегина, он использовал уникальную технику – взял героя и поставил его в различные ситуации, давая ему возможность проявить свои качества, принципы, мировоззрение. Пушкин не стремился создать идеального героя или антигероя, он создавал настоящего человека со всеми его сложностями и противоречиями.
Неизбежно в образе Онегина присутствуют черты самого Пушкина. Онегин, как и Пушкин, был человеком образованным, тонким, мечтательным. Он любил поэзию и жизнь, но одновременно испытывал по отношению к ним разочарование.
Пушкин внес в образ Онегина черты своего характера, умение проникать в суть явлений, взгляд на жизнь, любовь к свободе. Онегин, как и Пушкин, часто сталкивается с несовместимостью своих желаний и общественных ожиданий, что ведет к внутренним страданиям и конфликтам.
Однако, несмотря на сходство, Пушкин и Онегин – разные личности. Поэт не делает Онегина своим альтер-эго, ведь он сам живет полной жизнью, творит, любит, страдает, но продолжает идти вперед. Евгений же, уставший от жизненных передряг, отвергает все ее радости и становится «лишним человеком».
Александр Сергеевич использует образ Онегина как зеркало, которое показывает не только внешнюю реальность, но и внутренний мир человека, его чувства, мысли, страдания, радости.
Пушкин демонстрирует, что человек, заключенный в рамки общественных условностей, может стать «лишним», потеряв свою сущность, свою жизненную энергию. Евгению сложно найти свое место в мире, но его мысли, чувства открыты для нас благодаря мастерству поэта.
Отношение Пушкина к своему герою сложно и многогранно, во многом, потому что в этом образе очень много от самого автора. В Онегине видны отголоски личных переживаний Александра Сергеевича.
Пушкин симпатизирует Онегину, понимает его разочарование в жизни, его бегство от общественных норм и рутин. Он чувствует его внутреннюю пустоту и страдания. В то же время Пушкин критикует Онегина за его отчужденность, неспособность любить и ценить момент, упущенные возможности, что в итоге приводит к его одиночеству и несчастью.
В своем письме к П. В. Анненкову Пушкин написал: «Онегин мне ненавистен, с его высокомерием, с его эгоизмом». Но Пушкин не осуждает своего героя. Скорее, он выражает свое разочарование в тех чертах Онегина, которые он, возможно, видел и в себе самом.
Пушкин относится к Онегину как к живому человеку, со всеми его слабостями и достоинствами, с теплотой и сочувствием, но и с критическим взглядом, подчеркивая его ошибки и просчеты. Это делает литературного героя глубоким и живым, таким, который продолжает волновать читателей и сегодня.
Через образ Онегина Пушкин критикует аристократическое общество своего времени. Безразличие Онегина к общественной жизни, его скептицизм и цинизм отражают духовный кризис аристократии, ее моральное и интеллектуальное банкротство.