Пьеса "Горе от ума" является искренней и точной критикой русского общества начала XIX века. Сквозным персонажем произведения, выражающим эту критику, является Александр Андреевич Чацкий, человек с ясным взглядом на действительность, обладающий острым умом и проницательностью.
Борьба Чацкого в "Горе от ума" – это прежде всего борьба с самим собой, с его внутренним миром, с бурей эмоций, которые он переживает, влюбившись в Софью. Его сердце разрывается между любовью к ней и разочарованием в ней, в её поверхностности и меркантильности, что исключает настоящую духовную связь.
Вторым фронтом Чацкого в его борьбе является общество. Он противостоит лицемерию, фальши, беспринципности, коррупции, которые стали нормой в высшем свете Москвы. Не желая принять эти нравы, Чацкий оказывается одинок, становится объектом насмешек и предметом непонимания.
Наконец, Чацкий борется с границами времени и пространства. Он не может найти свое место в этом обществе, он человек не своего времени. Его принципы и убеждения отстают от моды, от текущих устоев и привычек. Его ум и сердце живут в мире, который больше не существует, или еще не пришел. Взгляды Чацкого по многим вопросам находят параллели с мировоззрением декабристов. Он поддерживает идею отмены крепостного права, повышение уровня образования и прогресса страны, а также развитие уникальных национальных идей вместо бездумного подражания западным традициям.
Чацкий также противостоит двуличию в обществе. Он критикует безрассудную гонку за званиями и усилия угодить властям во что бы то ни стало. Герой убежден, что служение своей стране - это дело чести, священный долг, а существующая система чинов нарушает его ценностные принципы.
Печальная участь Чацкого – это участь того, кто видит мир яснее, чем большинство окружающих его людей. Его борьба – это попытка изменить мир вокруг него, воздействовать на людей своим примером и убеждениями, а также борьба за сохранение своей личной целостности, уважения к себе.
В "Горе от ума" Чацкий в итоге не может выиграть свою борьбу. Он уезжает, оставив общество на потеху лицемерия и двусмысленности, в которых он отказывается участвовать. Это становится символом того, что истинное знание и глубокие убеждения не всегда встречаются с пониманием и признанием в обществе.