Вопросы к параграфу 4 - ГДЗ История 6 класс Учебник Арсентьев, Данилов

Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А.

Издательство: Просвещение

Тип: Учебник

§4. Восточные славяне и их соседи

Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

В этих местах не было воинствующих других народов, которые бы оказали славянам сопротивление.

Какие племена участвовали в Великом переселении народов?

Племена готов, франков, саксов, вандалов, славян, болгар, гуннов, венгров и различных тюркских народов.

Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?

Можно, эти народы верили во множество богов и разных мифологических существ.

Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)? Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?

В родовой общине людей объединяло кровное родство, наличие одного предка. Она управлялась самыми старшими членами рода. Важные вопросы обсуждались сообща. Соседская община формировалась по территориальному принципу (проживание на одной территории). в соседской общине жили не родственники, а просто соседи. Соседские общины также управлялась старейшинами, это были влиятельные мудрые люди.

Объясните смысл пословицы «погибли яко обры».

Пословица означает «исчезнуть без следа», как произошло с обрами, племя которых было разгромлено франками и исчезло с лица Земли.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?

Во II т. до н.э., а в середине V в. до н.э. балтославяне разделились на балтов и славян.

2. Перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Сначало землю обрабатывали сохой (широкая доска с заостренными раздвоенными концами с железными наконечниками), потом использовали борону для выравнивания (решетка с зубьями). Серп использовали для уборки урожая, цеп для того, чтобы молотить колосья. В лесной зоне применялся топор, чтобы вырубить лес.

Славяне занимались и скотоводством.  По-прежнему была популярна охота,  на которой использовали луки, копья, дротики и разные ловушки, и рыбалка.

3. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?

Подсечно-огневая система требовала очень много трудозатрат и времени (вырубка леса, сжигание пней, расчистка). Переложная система требует меньших трудовых затрат, но ее использовали на более плодородных почвах. Почва на одной территории истощается быстро, необходимо переходить на другой участок.

При использовании трехполья одно поле оставляли отдыхать, второе засевали весной яровым зерном, а на третьем производился посев озимых культур, что повышало количество урожая и делала сроки сбора урожая раньше. При двухполье одно поле отдыхало, другое засеевалось.

4. Опишите внешний облик восточных славян и их образ жизни.

Славяне были высокими, крепкого телосложения, с русыми волосами и серыми глазами.

Поселения строили по берегам озер и рек. Жили семьями. Дома были полуземлянки, сделанные из дерева, как и вся мебель. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной.

Славяне были добродушными и гостеприимными. Но в тоже время они были храбрыми воинами, не терпели трусость и предательство.  

5. Какими были религиозные верования восточных славян?

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись разным богам (Перун, Макошь, Ярило, Стрибога и др.), а также верили в мифологических существ (русалок, водяных, домовых и др.).

6. Как была организована жизнь в славянском племени?

Славяне жили общинами. Сначала это были родовые общины, потом их сменили соседские (вервь). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел.

Работаем с картой

1. Покажите на карте территории, на которых в VI-VIII вв. расселились восточные славяне.

2. Перечислите названия союзов племен восточных славян.

3. Назовите союзы племен восточных славян, на территории которых находились города Новгород, Киев, Полоцк, Искоростень.

Новгород находился на территории ильменских словен; Киев - на территории полян; Полоцк - на территории полочан; Искоростень - на территории древлян.

4. Назовите народы финно-угорской, балтийской и тюркской языковых групп, места расселения которых обозначены на карте.

К финно-угорской группе: чудь, водь, сумь, корела, мурома, весь, емь.

К балтийской группе: пруссы, ятвяги, жмудь, литва, корсь, земгалы, латгалы.

К тюркской: печенеги, булгары, хазары.

5. Назовите реки, на берегах которых жили восточные славяне?

Волхова, Зап.Двины, Днепра, Волги, Ловати, Оки, Дона, Припяти, Десне, Суле, Буга, Южного Буга, Днестра, Прута.

6. Назовите столицы государств и сами государства, обозначенные на карте.

Болгарское царство - Белград; Византийская империя - Константинополь;

Изучаем документ

СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО О СЛАВЯНАХ

1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.

Славяне строили поселения по берегам озер и рек. Жили семьями. Дома славян - полуземлянки, сделанные из дерева. Вся мебель и кухонная утварь изготавливались из дерева.

Славяне были добродушными и гостеприимными. Но в тоже время они были храбрыми воинами, не терпели трусость и предательство. Главным занятием восточных славян было земледелие.

Восточные славяне поклонялись разным богам (Перун, Макошь, Ярило, Стрибога и др.), а также верили в мифологических существ (русалок, водяных, домовых и др.).

2. Оцените, как относится автор к славянам — уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.

На мой взгляд, автор относится к славянам немного со страхом. Он говорит о том, что на врагов славяне идут без доспехов: “панцирей же они никогда не надевают”. К тому же добавляет, что “они очень высокого роста и огромной силы”.

Возможно, в тексте проскальзывает пренебрежительное отношение: “живут они в жалких хижинах”, “иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах”.

3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.

Верховный бог у славян был Перун - бог грома и молнии.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?

Восточные славяне сами принимали участие в Великом переселении, в результате они расселились по территории Восточной Европы.

2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?

У финно-угорских племен славяне заимствовали названия многих рек, озер, селений. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного населения (скифы, сарматы). Многие древние иранские слова прочно вошли в славянский язык и сохранились в современном русском (бог, хата, собака, топор и др.). Некоторые славянские боги — Хоре, Стрибог — носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.

С некоторыми соседями славяне воевали. Сохранилось предание о нападении тюркоязычных кочевников-аваров (обров) на славянское племя дулебов, жившее в районе Карпатских гор.

3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чём различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.

Повторяем и делаем выводы

1. Назовите наиболее известные стоянки древних людей на территории современной России. Каковы были занятия этих людей?

Сунгирь, Денисова пещера, Капова пещера, Киик-Коба, Мальта, Афонтова пещера, Костёнки и др.

Занятия древних людей были охота, собирательство, рыболовство.

2. Что такое неолитическая революция? К каким изменениям в жизни человечества она привела?

Неолитическая революция - переход человека от присваивающего хозяйства к производящему. Последствия освоение земледелия и скотоводства, появление ремесла, распад первобытного общества, возникновение социального неравенства, соседских общин.

3. Где и когда на территории современной России возникли первые государства?

4. Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?

Примерно во II тыс. до н. э. из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. Они заселили значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V в. до н. э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от Днепра на востоке до Одера на западе. В V—VI вв. славянские племена устремились в разные стороны. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в VI—VIII вв. обширную территорию Восточной Европы — значительную часть Восточно-Европейской равнины.
Главным занятием восточных славян было земледелие. На разных территориях использовалась разная система: двуполье, трехполье, перелог и подсечно-огневая система. В тоже время славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством.

Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись разным богам (Перун, Макошь, Ярило, Стрибога и др.), а также верили в мифологических существ (русалок, водяных, домовых и др.).

https://dagdz.ru/6-klass/6-istoriya/istoriya-6-klass-uchebnik-arsentev/6-istoriya-uch-arsentev-par-4.html
Вопросы к параграфу 4 - ГДЗ История 6 класс Учебник Арсентьев, Данилов
4 / 5 (Кол-во оценок: 88 )