1. Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? |
Лесть - это не искренняя похвала в адрес человека, а лживое восхваление.
Лесть - это всегда обман, потому что когда человек льстит, он говорит не то что думает, а то, что может показаться приятным собеседнику. Поэтому автор и говорит, что лесть вредна, ведь доверчивый человек может попасть на уловку льстеца и потерять что−либо, как потеряла ворона свой кусок сыра.
|
2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу И. А. Крылов? Прочитай слова, характеризующие её. |
В русских народных сказках лиса - олицетворение хитрости и обмана, а ворона - синоним растяпы. Слово «проворонить» означает «упустить», «недосмотреть», «потерять по собственной глупости».
И. А. Крылов изображает Лисицу хитрой притворщицей:
«Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…»
|
3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «сестрица». Как И. А. Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы? |
Лисица льстит Вороне, разговаривает с ней притворно ласково. Она называет Ворону «голубушка», «сестрица», «светик»:
«Голубушка, как хороша!…
…Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Радость Вороны автор передает словами:
«…с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло…»
|
4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Как Лисице удалось достичь своей цели? |
Слова Лисицы не соответствуют ее намерениям. Она добилась своей цели обманом, хитростью и лестью. |
5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением? Почему ты так думаешь? |
Крылов называет Лисицу плутовкой. Он восхищается её хитростью и ловкостью, но относится к ней с юмором, ведь она обманщица.
Крылов относится к Вороне с состраданием. Она неповоротливая − «взгромоздясь», она медлительная − «призадумалась», она слишком высокого о себе мнения, слишком доверчивая.
|
6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией? Какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом? |
Слова от автора нужно читать с повествовательной интонацией, но с шутливыми нотками.
Слова Лисицы следует читать медленно, нараспев, «сладким» голосом. Здесь должны быть восклицательные интонации притворного восхищения. Нужно выделить голосом ласковые обращения: «голубушка», «светик». Ещ` можно подчеркнуть то, что расхваливает: «шейка», «глазки», «перышки», «носок».
Но главная лезть, на которую откликнулась Ворона - эпитет «царь-птица». Поэтому наиболее выразительная «ударная» интонация должна быть на этих словах.
|
7. Найди в басне выражения, которые стали крылатыми. |
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру», «Спой, светик, не стыдись!», «От радости в зобу дыханье спёрло», «Ворона каркнула во всё воронье горло». |
8. Выучи одну из басен И. А. Крылова наизусть. |
Выбери и разучи одну из басен: «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Слон и Моська». |