Вопросы к параграфу 16 - ГДЗ Обществознание 8 класс Учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И

Авторы: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И.

Издательство: Просвещение

Тип: Учебник

Версия: 2023

§16. Социализация личности и отклоняющееся поведение

Вспомним

Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

Социальные нормы ‒ это сформированные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между индивидами, социальными группами и общностями.

Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных норм, образующих нормативную систему общества. Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, иметь желание следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Социальный контроль ‒ особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение системы ограничений, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

Санкции являются элементом социального контроля. Санкции бывают негативные и положительные. Негативные санкции предусматривают наказание за содеянное преступление, а положительные ‒ похвалу/поощрение за совершенное.

Подумаем

Есть ли ситуации, когда приходится отступиться от существующих норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Да, есть ситуации, когда приходится отступиться от существующих норм. Примерами являются такие ситуации, в которых подвергается опасности жизнь и здоровье человека или животного.

Вредные привычки, угрожающие сегодня здоровью и полноценной жизни молодых: курение, алкогольная и наркотическая зависимости, зависимость от гаджетов, социальных сетей и т.п.

Вопросы

Разделяете ли вы эту позицию? Обоснуйте свой ответ.

Я согласен(а) с этой позицией. В нынешнее время человечество все больше времени проводит в Интернете и перед телевизором. Информация из этих источников разнообразна и зачастую люди воспринимают ее очень близко, при этом в своей жизни они начинают использовать модель поведения образа из трансляции. Необходимо показывать людям что-то положительное, что не будет вызывать желание повторять ситуации и поведения образов из телевизора и Интернета.  

Попытайтесь выделить случаи, которые влекут за собой правовую ответственность, из приведенных выше примеров.

Случаи, которые ведут за собой правовую ответственность: оскорбление публично пожилого человека, родители пьют и не проявляют никакой заботы о своих несовершеннолетних детях, взятки чиновников за предоставление каких-либо документов.

Проверим себя

1. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»?

Социальные нормы ‒ правила поведения, которые должно соблюдать общество. А отклоняющееся поведение ‒ это нарушение этих установленных правил.

2. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?

Социологи выделяют отдельные группы отклоняющегося поведения:

  • на уровне отдельной личности;
  • на уровне малых социальных групп;
  • на уровне государства.

3. Что понимают под термином «социализация личности»?

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путем овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе.

4. Какие механизмы существуют в обществе для поддержания или пресечения негативного поведения личности?

Для поддержания или пресечения негативного поведения личности создают механизмы социального контроля, такие как самоконтроль, санкции, штрафы и т.д.

5. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и прием наркотических веществ?

Алкоголизм и наркомания разрушающим образом действует на личность пьющего или наркомана. Алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга. Алкоголь и наркотики вызывают привыкание, порождают психическую зависимость.

Общество становится более криминальным, множество преступлений совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения, выпившие становятся причиной большого количества ДТП. Наркоманы же в поисках очередной дозы идут на грабежи, совершают тяжкие преступления.

6. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?

Причины распространения алкоголизма и наркомании:

  • влияние плохой компании;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы головного мозга;
  • одиночество;
  • плохие условия жизни;
  • депрессии, отсутствие самоконтроля и т.п.

7. Что, по вашему мнению, может остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране?

Для того чтобы остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране, необходимо чаще говорить об этом с подрастающим поколением; ввести более строгое наказание за распространение наркотических средств; контролировать точки продажи алкоголя для пресечения реализации несовершеннолетним.

В классе и дома

1*. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и её основа — социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.

Можете ли вы привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы, как преступность? Следует ли из приведённого тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируйте свой ответ.

Да, примеры обществ, стран с низким уровнем преступности существуют. Вот некоторые из таких стран:

  • Люксембург. Одна из самых маленьких стран в Европе, преступления здесь отсутствуют как таковые, здесь очень высокий уровень дохода и очень низкая тяга к насилию.
  • Швейцария. Насилие - большая редкость в этой стране, здесь происходит менее 100 преступлений в год.
  • Сингапур. Из преступлений в этой стране только атака хакеров. Единственные преступления, число которых растёт, ‒ нарушения кибербезопасности, которые, может, и не очень приятны, но далеки от насилия над людьми.

Нет, бороться с отклоняющимся поведением не бессмысленно. Это нужно делать каждой стране: проводить политику противоположную насилию.

2. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом», ‒ писал Л. Н. Толстой. Попытайтесь конкретизировать слова великого писателя. Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия?

Я думаю, что изменилась бы в целом жизнь общества. Не употребляя алкоголь и наркотики, люди бы не теряли рассудок, снизилась бы смертность. Ведь в основном все преступления и ДТП происходят с участием людей в алкогольном опьянении или под действием наркотических препаратов.

Также участились случаи, когда девушки во время беременности употребляют алкоголь и даже наркотики, вследствие чего рождаются больные дети, женщины отказываются от детей, даже от здоровых.

3. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять науку в распространении в обществе наркомании? Обоснуйте свой вывод.

Нет, не думаю, что можно винить в распространении наркомании ученых и науку в целом. Ведь все перечисленные препараты были созданы вовсе не с целью развить зависимость у людей и распространить наркоманию. Эти препараты были созданы и разработаны с целью обезболивания в медицинских учреждениях.

Если человек не может справиться с собой, со своей зависимостью, не стоит обвинять в этом науку. Ведь каждый человек сам кует свою судьбу, он сам приходит к алкоголизму и наркомании, по своей воле.

4. Представьте, что среди ваших друзей появилась «мода» на употребление так называемых лёгких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это даёт незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируйте свою линию поведения в этой ситуации. Что для вас имело бы в данном случае решающее значение: 1) желание не выпасть из группы друзей; 2) демонстрация своей солидарности с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков; 4) опасение того, что об этом узнают родители?

Я бы руководствовался(ась) лично своими желаниями и своими убеждениями. То есть я бы, конечно, без раздумий отказался(ась) от такого «заманчивого» предложения. Решающее значение в данной ситуации для меня бы имело убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков. Даже если бы меня уверяли в том, что это очень легкие наркотики, я бы не решительно отказался(ась), ведь организмы разных людей могут по-разному вести себя, у кого-то это не вызовет привыкания, а у кого-то ‒ приведет к сильнейшей зависимости.

Версия: 2019

§16. Социализация личности и отклоняющееся поведение

Вспомним

Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

Социальные нормы ‒ это сформированные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между индивидами, социальными группами и общностями.

Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных норм, образующих нормативную систему общества. Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, иметь желание следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Социальный контроль ‒ особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения обеспечивают соблюдение системы ограничений, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

Санкции являются элементом социального контроля. Санкции бывают негативные и положительные. Негативные санкции предусматривают наказание за содеянное преступление, а положительные ‒ похвалу/поощрение за совершенное.

Подумаем

Есть ли ситуации, когда приходится отступиться от существующих норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Да, есть ситуации, когда приходится отступиться от существующих норм. Примерами являются такие ситуации, в которых подвергается опасности жизнь и здоровье человека или животного.

Вредные привычки, угрожающие сегодня здоровью и полноценной жизни молодых: курение, алкогольная и наркотическая зависимости, зависимость от гаджетов, социальных сетей и т.п.

Вопросы

1. Разделяете ли вы эту позицию? Обоснуйте свой ответ.

Я согласен(а) с этой позицией. В нынешнее время человечество все больше времени проводит в Интернете и перед телевизором. Информация из этих источников разнообразна и зачастую люди воспринимают ее очень близко, при этом в своей жизни они начинают использовать модель поведения образа из трансляции. Необходимо показывать людям что-то положительное, что не будет вызывать желание повторять ситуации и поведения образов из телевизора и Интернета.  

2. Попытайтесь выделить случаи, которые влекут за собой правовую ответственность, из приведенных выше примеров.

Случаи, которые ведут за собой правовую ответственность: оскорбление публично пожилого человека, родители пьют и не проявляют никакой заботы о своих несовершеннолетних детях, взятки чиновников за предоставление каких-либо документов.

Проверим себя

1. Какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение»?

Социальные нормы ‒ правила поведения, которые должно соблюдать общество. А отклоняющееся поведение ‒ это нарушение этих установленных правил.

2. Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи?

Социологи выделяют отдельные группы отклоняющегося поведения:

  • на уровне отдельной личности;
  • на уровне малых социальных групп;
  • на уровне государства.

3. Что понимают под термином «социализация личности»?

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путем овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе.

4. Какие механизмы существуют в обществе для поддержания или пресечения негативного поведения личности?

Для поддержания или пресечения негативного поведения личности создают механизмы социального контроля, такие как самоконтроль, санкции, штрафы и т.д.

5. Какой ущерб наносит личности и обществу неумеренное употребление спиртного и прием наркотических веществ?

Алкоголизм и наркомания разрушающим образом действует на личность пьющего или наркомана. Алкоголь поражает нервную систему человека, разрушает клетки головного мозга. Алкоголь и наркотики вызывают привыкание, порождают психическую зависимость.

Общество становится более криминальным, множество преступлений совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения, выпившие становятся причиной большого количества ДТП. Наркоманы же в поисках очередной дозы идут на грабежи, совершают тяжкие преступления.

6. Каковы основные причины распространения алкоголизма и наркомании?

Причины распространения алкоголизма и наркомании:

  • влияние плохой компании;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы головного мозга;
  • одиночество;
  • плохие условия жизни;
  • депрессии, отсутствие самоконтроля и т.п.

7. Что, по вашему мнению, может остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране?

Для того чтобы остановить распространение алкоголизма и наркомании в нашей стране, необходимо чаще говорить об этом с подрастающим поколением; ввести более строгое наказание за распространение наркотических средств; контролировать точки продажи алкоголя для пресечения реализации несовершеннолетним.

В классе и дома

1. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и её основа ‒ социальная организованность и социальные нормы. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности, утверждают социологи.

Можете ли вы привести примеры обществ, не знавших проявлений отклоняющегося поведения или хотя бы такой его крайней формы как преступность? Следует ли из приведенного тезиса вывод о том, что бороться с отклоняющимся поведением бессмысленно? Аргументируйте свой ответ.

Да, примеры обществ, стран с низким уровнем преступности существуют. Вот некоторые из таких стран:

  • Люксембург. Одна из самых маленьких стран в Европе, преступления здесь отсутствуют как таковые, здесь очень высокий уровень дохода и очень низкая тяга к насилию.
  • Швеция. Насилие - большая редкость в этой стране, здесь происходит менее 100 преступлений в год.
  • Сингапур. Из преступлений в этой стране только атака хакеров. Единственные преступления, число которых растёт, ‒ нарушения кибербезопасности, которые, может, и не очень приятны, но далеки от насилия над людьми.

Нет, бороться с отклоняющимся поведением не бессмысленно. Это нужно делать каждой стране: проводить политику противоположную насилию.

2. «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом», ‒ писал Л. Н. Толстой. Попытайтесь конкретизировать слова великого писателя. Что и как изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные пристрастия?

Я думаю, что изменилась бы в целом жизнь общества. Не употребляя алкоголь и наркотики, люди бы не теряли рассудок, снизилась бы смертность. Ведь в основном все преступления и ДТП происходят с участием людей в алкогольном опьянении или под действием наркотических препаратов.

Также участились случаи, когда девушки во время беременности употребляют алкоголь и даже наркотики, вследствие чего рождаются больные дети, женщины отказываются от детей, даже от здоровых.

3. В XIX и XX вв. благодаря успехам химии и фармакологии были созданы многие наркотические вещества: героин, морфий и др. Можно ли обвинять науку в распространении в обществе наркомании? Обоснуйте свой вывод.

Нет, не думаю, что можно винить в распространении наркомании ученых и науку в целом. Ведь все перечисленные препараты были созданы вовсе не с целью развить зависимость у людей и распространить наркоманию. Эти препараты были созданы и разработаны с целью обезболивания в медицинских учреждениях.

Если человек не может справиться с собой, со своей зависимостью, не стоит обвинять в этом науку. Ведь каждый человек сам кует свою судьбу, он сам приходит к алкоголизму и наркомании, по своей воле.

4. Представь, что среди твоих друзей появилась «мода» на употребление так называемых лёгких наркотиков. При этом приобщившиеся уверенно заявляют, что это даёт незабываемые ощущения и не вызывает привыкания. Спрогнозируйте свою линию поведения в этой ситуации.

Что для вас имело бы в данном случае решающее значение: 1) желание не выпасть из группы друзей; 2) демонстрация своей солидарности с ними; 3) убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков; 4) опасение того, что об этом узнают родители.

Я бы руководствовался(ась) лично своими желаниями и своими убеждениями. То есть я бы, конечно, без раздумий отказался(ась) от такого «заманчивого» предложения. Решающее значение в данной ситуации для меня бы имело убеждение в колоссальном вреде всех наркотиков. Даже если бы меня уверяли в том, что это очень легкие наркотики, я бы не решительно отказался(ась), ведь организмы разных людей могут по-разному вести себя, у кого-то это не вызовет привыкания, а у кого-то ‒ приведет к сильнейшей зависимости.

Параграфы (Новая версия)
Вопросы для повторения возле главы (Новая версия)
Практикум к главе (Новая версия)
Готовимся к экзамену после главы (Новая версия)
Параграф 1 (Старая версия)
Параграф 2 (Старая версия)
Параграф 3 (Старая версия)
Параграф 4 (Старая версия)
Параграф 5 (Старая версия)
Параграф 6 (Старая версия)
Параграф 7 (Старая версия)
Параграф 8 (Старая версия)
Параграф 9 (Старая версия)
Параграф 10 (Старая версия)
Параграф 11 (Старая версия)
Параграф 12 (Старая версия)
Параграф 13 (Старая версия)
Параграф 14 (Старая версия)
Параграф 15 (Старая версия)
Параграф 16 (Старая версия)
Параграф 17 (Старая версия)
Параграф 18 (Старая версия)
Параграф 19 (Старая версия)
Параграф 20 (Старая версия)
Параграф 21 (Старая версия)
Параграф 22 (Старая версия)
Параграф 23 (Старая версия)
Параграф 24 (Старая версия)
Параграф 25 (Старая версия)
Параграф 26 (Старая версия)
Параграф 27 (Старая версия)
Параграф 28 (Старая версия)
Выводы к главе 1 (Старая версия)
Выводы к главе 2 (Старая версия)
Выводы к главе 3 (Старая версия)
Выводы к главе 4 (Старая версия)
https://dagdz.ru/8-klass/8-obshhestvoznanie/obshhestvoznanie-8-klass-uchebnik-bogolyubov/8-obsh-uch-bogolyubov-par-16.html
Вопросы к параграфу 16 - ГДЗ Обществознание 8 класс Учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И
0 / 5 (Кол-во оценок: 0 )