Страница 69 §13 - ГДЗ История 5 класс Учебник Вигасин А. А Страницы (Старая версия)
Авторы: Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Издательство: Просвещение
Тип: Учебник
Объясните значение слов
Шумеры — древний народ, создавший первые государства в междуречье Тигра и Евфрата.
Клинопись — особая система письма Двуречья. Знаки в этом письме напоминали рисунки из клинышков, отсюда и названия письма. Такие знаки выдавливались на сырой глине деревянной палочкой. Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. В клинописи было несколько сот знаков. Научиться писать клинописью было очень сложно, как и иероглифами Древнего Египта.
Глиняная табличка — плоская табличка из глины, служившая основой для письма клинописью. Знаки выдавливались на мягкой глине. После написания таблички обжигались в печи для придания твердости. Из табличек получалась клинописная книга.
«Отец школы» — глава школы, директор.
«Сыновья школы» — ученики школ Двуречья.
Проверьте себя
1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?
Это имена шумерских богов. Бог солнца Шамаш, бог луны Син, бог воды Эа, богиня плодородия и любви Иштар, к которой люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?
В природных условиях Египта и Двуречья много общего. Двуречье располагалось в долине рек Тигра и Евфрата. Как и в Древнем Египте, жизнь населения зависела от реки. Реки дарили жизнь и процветание стране. Почвы в Двуречье так же плодородны, как и в Египте. Климат жаркий, земледелие развивалось на территории, где происходили разливы рек.
В отличие от Египта, в Двуречье разливы рек были очень бурные, могли разрушать постройки жителей.
В рельефе Междуречья отсутствуют горы, поэтому там не было запасов камня.
3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?
В городах Южного Двуречья возводили зиккураты — высокие ступенчатые башни. На самом верху башни располагался храм бога, который покровительствует в городе. Только жрецы могли подниматься на самый верх. Люди считали, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы наблюдали за небесными телами, занимались астрономией.
4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?
В клинописи значки обозначали слова, затем слоги. Слов и слогов может быть очень много, поэтому в клинописи несколько сот знаков.
Опишите рисунки нашего времени
1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка.
На рисунке изображен поселок древних шумеров. Он расположен на берегу реки, которая давала возможность заниматься земледелием. На другом берегу мы видим город, окруженный высокой стеной. От реки раскопаны специальные канала для отвода воды. Эту воду использовали для орошения полей. Долина реки покрыта зеленой растительностью. На рисунке изображены кустарники и несколько пальм. В Междуречье не было лесов.
На рисунке мы видим жилища шумеров. Они сделаны из глиняных кирпичей и побелены известью. Крыши домов сделаны из тростника. В домах не было окон, только дверные проемы. Дверей в домах тоже нет, т.к. древесина была дорогая и деревянные двери были только в богатых домах. Рядом с домами есть другие постройки из тростника, возможно, для домашних животных.
Главные занятия жителей шумерского поселка - земледелие и животноводство. На рисунке мужчина пашет поля с помощью плуга, запряженного быками. Женщины с детьми пасут скот. По реке плывут две лодки. Возможно, это рыбаки.
Другой мужчина сидит на повозке, которая запряжена двумя ослами. У повозке 4 колеса. Считается, что именно шумеры изобрели колеса.
2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.
На рисунке изображена школа. Ученики — «сыновья школы» — сидят на небольших возвышениях, сделанных из глиняного кирпича. В руках у них палочки и глиняные таблички, на которых они учатся писать. Перед ними на высоком стуле сидит учитель. Учитель — пожилой человек в голубых одеяниях, с посохом в руке. С боку на полу мы видим работника, который мнет глину и, видимо, делает из нее таблички.
Подумайте
Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?
В Южном Двуречье не было лесов, древесина была очень дорогой. Деревянную дверь или мебель могли позволить себе только богатые люди. Поэтому в завещании изделия из дерева указывали отдельно, как особо ценную вещь.
Познакомьтесь с документами
Отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?
Поэма о царе Гильгамеше являлось очень популярной. Она повествует о жизни и подвигах Гильгамеша. Ее изучали в школах, читали в храмах, передавали из уст в уста.
В мифе о потопе рассказывается о том, что боги рассердились на людей и решили устроить потоп. Но добрый бог воды Эа сообщил одному праведному человеку по имени Утнапишти, что грядет потоп. Утнапишти построил корабль и спас от смерти себя, свою семью и скот.
Миф о потопе в Двуречье возник не просто так. Реки Тигр и Евфрат славились своими бурными разливами. Часто такие разливы приносили разрушения и затопляли огромную территорию. Вполне возможно, что в мифе есть доля правды и огромный разрушительный потоп имел место быть на территории, заселенной древними шумерами.
Параграфы (Новая версия)
Подведем итоги и сделаем выводы после главы (Новая версия)
Итоговые вопросы по истории Древнего мира (Новая версия)