Авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Издательство: Просвещение
Тип: Учебник
Авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М.
Издательство: Просвещение
Тип: Учебник
Версия: 2023
1. Исследовательский проект «Сказки «Тысяча и одной ночи» как исторический источник». Изучите текст сказок «Тысячи и одной ночи» (например, цикл о Синдбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Выясните, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцев, об особенностях арабский культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы и объясните, как вы к ним пришли. |
Существует много способов изучать историю. Одним из них является национальный фольклор. Можно ли сказку «Тысяча и одна ночь» рассматривать в качестве исторического источника о развитии Востока? Народы Востока постоянно переселялись, смешивались, вытесняли друг друга. В сказке наиболее подробно рассматривается Арабский Халифат во время его расцвета. Это территории от Инда до Пиренеев, от Кавказских гор до Южных границ Сахары. Кто такой легендарный Синдбад-мореход? Вымышленный ли персонаж старинной сказки или реальное историческое лицо? Если внимательно изучить легенды о Синдбаде, то можно определить, что он был не просто книжным персонажем. Скорее это был обобщенный образ арабских капитанов и купцов, которые дерзали отправляться к пределам известного им мира во времена золотого века арабских парусных плаваний, что приходится на VIII–XI века нашей эры. Более тысячи лет назад Синдбад-мореход и тысячи других искателей приключений отправлялись в странствия к загадочным королевствам. Арабские мореплаватели искали сокровища Востока, пересекая десятки тысяч миль открытого океана. Искатель сокровищ Тильман Уолтерфан нашел в Индонезии удивительное место, где на глубине 17 м покоятся обломки затонувшего судна с керамикой династии Тан. Когда династия Тан пала, торговые отношения между арабскими и китайскими купцами прекратились, сохранились лишь истории о далеких мореплавателях, которые долго считались сказками, пока не был найден корабль, свидетельствующий о существовании таких связей и храбрых мореплавателях, положивших начало легенде о Синдбаде-мореходе. Образ жизни людей, их ценности, особенности арабской культуры и религии. К народам Востока относятся арабы, персы, индусы. Большинство героев сказки ‒ мужчины. Социальные типажи: купцы, ремесленники, султаны, путешественники. Герой в сказке меняет свое социальное положение. Например, Аладдин из сына портного становится зятем султана, Али-Баба из дровосека превращается в купца. Чаще остальных в сказке встречаются купцы. Это доказывает, что на Востоке большая роль отводилась торговле. Хотя крестьяне занимали на Востоке низкое общественное положение, главный герой, всё-таки богатый, а значит, отношение к богатству спокойное. Простой житель Халифата был не защищён. Законы того времени оправдывали любой произвол властей. Случай играет большую роль в жизни главного героя, а значит на Востоке верили в судьбу, в волю всемогущего Аллаха и следовали заветам Корана. Выводы: Семь путешествий в мифологической форме отразили реальные плавания, которые совершали отважные арабские мореходы тысячу и более лет назад в поисках сокровищ Востока: камфары и корицы, перца и амбры, шелка и какуллийского алоэ, бриллиантов, фарфора, сандалового дерева. Путешественники и купцы описывали страны халифата, Индию, Китай, проникали вглубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Таким образом, сказку «Тысяча и одна ночь» можно по праву считать историческим источником. |
2. Групповой творческий проект «Дворец халифа». С помощью художественных альбомов, интернет-ресурсов изучите особенности арабской каллиграфической письменности, виды орнаментов в мусульманском искусстве, наиболее традиционные цвета. Представьте, что вы средневековые художники, которые получили заказ на создание и украшение дворца халифа или новой мечети при его дворе. Обсудите и начертите план здания. Разделите между членами группы отдельные элементы работы и нарисуйте эскизы украшения здания. Оформите работу и разыграйте в классе ее представление халифу. |
Особенности арабской каллиграфии. Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для написания этих букв используется 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. Арабы пишут не так как мы, слева направо, а наоборот – справа налево. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключенного в Коране. Самым древним является стиль Куфи. Ему свойственны массивные, угловатые формы, большие расстояния между группами слитно написанных слов. Этот стиль использовался для создания первых копий Корана. Самым распространенным является стиль Насх. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все современные книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом. Для быстрого письма от руки был придуман упрощенный стиль – Рук`а. В нем группы точек над и под буквами сливаются в черточки. При написании этим стилем используется малое количество движений. Это стиль для повседневной жизни. Существует еще множество различных каллиграфических стилей, которые использовались исключительно в декоративных целях. К таковым относится популярный шрифт Сулюс – энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями и широкими горизонтальными свободными росчерками, в это стиле округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Орнаменты и традиционные цвета. Орнамент стал основной формой художественной выразительности в арабской культуре. Это произошло из-за запрета на изображение Аллаха, святых, людей и животных. Существуют два основных вида мусульманского орнамента:
Есть орнаменты, получившие название «арабески», которые состоят из сложной системы переплетающихся друг с другом геометрических, растительных мотивов и надписями, выполненным в одном из стилей арабской каллиграфии. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Одна из особенностей арабского декора – так называемая «ковровая» орнаментация. В такой орнаментации узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. Как таковых цветовых правил для арабских орнаментов не существует. Иногда в количество оттенков в орнаменте достигает 700. Если присмотреться к образцам арабских орнаментов, мы можем увидеть, что преобладает синий, зеленый, красный и золотые оттенки. Дворец халифа. Халифский дворец располагается на краю реки Тигр. Западная часть дворца граничит с рекой с большими садами, ведущими к дворцу. Тут находиться лестница длиной 60 метров. Прямо к западу от лестницы располагается бассейн размером 115 на 130 метров. На самом западном краю сада находится небольшой павильон размером 48 на 40 метров. Это 1920 метров в квадрате. В центре Халифского дворца находится большой двор. Края двора сделаны из глиняного кирпича со штукатуркой на них. На одной стороне двора есть восьмиугольный фонтан. На южной стороне двора находится множество небольших зданий. Некоторые из этих зданий предназначены для охраны дворца, остальные для прислуги. На северной стороне дворца находится бассейн, полный воды, с окружающими его комнатами. Сами комнаты, которые окружали бассейн, украшены огромным количеством штукатурных узоров. |
Версия: 2014
1. Исследовательский проект «Сказки «Тысяча и одной ночи» как исторический источник». Изучите текст сказок «Тысячи и одной ночи» (например, цикл о Синдбаде-мореходе) с точки зрения той исторической и географической информации, которая в них содержится. Выясните, что могут рассказать сказки об образе жизни людей, их ценностях, отношении к иноземцев, об особенностях арабский культуры и религии. Можно ли считать сказки достоверным историческим источником? Изложите свои выводы. |
Существует много способов изучать историю. Одним из них является национальный фольклор. Можно ли сказку «Тысяча и одна ночь» рассматривать в качестве исторического источника о развитии Востока? Народы Востока постоянно переселялись, смешивались, вытесняли друг друга. В сказке наиболее подробно рассматривается Арабский Халифат во время его расцвета. Это территории от Инда до Пиренеев, от Кавказских гор до Южных границ Сахары. Кто такой легендарный Синдбад-мореход? Вымышленный ли персонаж старинной сказки или реальное историческое лицо? Если внимательно изучить легенды о Синдбаде, то можно определить, что он был не просто книжным персонажем. Скорее это был обобщенный образ арабских капитанов и купцов, которые дерзали отправляться к пределам известного им мира во времена золотого века арабских парусных плаваний, что приходится на VIII–XI века нашей эры. Более тысячи лет назад Синдбад-мореход и тысячи других искателей приключений отправлялись в странствия к загадочным королевствам. Арабские мореплаватели искали сокровища Востока, пересекая десятки тысяч миль открытого океана. Искатель сокровищ Тильман Уолтерфан нашел в Индонезии удивительное место, где на глубине 17 м покоятся обломки затонувшего судна с керамикой династии Тан. Когда династия Тан пала, торговые отношения между арабскими и китайскими купцами прекратились, сохранились лишь истории о далеких мореплавателях, которые долго считались сказками, пока не был найден корабль, свидетельствующий о существовании таких связей и храбрых мореплавателях, положивших начало легенде о Синдбаде-мореходе. Образ жизни людей, их ценности, особенности арабской культуры и религии. К народам Востока относятся арабы, персы, индусы. Большинство героев сказки ‒ мужчины. Социальные типажи: купцы, ремесленники, султаны, путешественники. Герой в сказке меняет свое социальное положение. Например, Аладдин из сына портного становится зятем султана, Али-Баба из дровосека превращается в купца. Чаще остальных в сказке встречаются купцы. Это доказывает, что на Востоке большая роль отводилась торговле. Хотя крестьяне занимали на Востоке низкое общественное положение, главный герой, всё-таки богатый, а значит отношение к богатству спокойное. Простой житель Халифата был не защищён. Законы того времени оправдывали любой произвол властей. Случай играет большую роль в жизни главного героя, а значит на Востоке верили в судьбу, в волю всемогущего Аллаха и следовали заветам Корана. Выводы: Семь путешествий в мифологической форме отразили реальные плавания, которые совершали отважные арабские мореходы тысячу и более лет назад в поисках сокровищ Востока: камфары и корицы, перца и амбры, шелка и какуллийского алоэ, бриллиантов, фарфора, сандалового дерева. Путешественники и купцы описывали страны халифата, Индию, Китай, проникали вглубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Сказку «Тысяча и одна ночь» ‒ можно по праву считать историческим источником. |
2. Групповой творческий проект «Дворец халифа». С помощью художественных альбомов, интернет-ресурсов изучите особенности арабской каллиграфической письменности, виды орнаментов в мусульманском искусстве, наиболее традиционные цвета. Представьте, что вы средневековые художники, которые получили заказ на создание и украшение дворца халифа или новой мечети при его дворе. Обсудите и начертите план здания. Разделите между членами группы отдельные элементы работы и нарисуйте эскизы украшения здания. Оформите работу и разыграйте в классе ее представление халифу. |
Особенности арабской каллиграфии. Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для написания этих букв используется 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. Арабы пишут не так как мы, слева направо, а наоборот – справа налево. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключенного в Коране. Самым древним является стиль Куфи. Ему свойственны массивные, угловатые формы, большие расстояния между группами слитно написанных слов. Этот стиль использовался для создания первых копий Корана. Самым распространенным является стиль Насх. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все современные книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом. Для быстрого письма от руки был придуман упрощенный стиль – Рук`а. В нем группы точек над и под буквами сливаются в черточки. При написании этим стилем используется малое количество движений. Это стиль для повседневной жизни. Существует еще множество различных каллиграфических стилей, которые использовались исключительно в декоративных целях. К таковым относится популярный шрифт Сулюс – энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями и широкими горизонтальными свободными росчерками, в это стиле округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Орнаменты и традиционные цвета. Орнамент стал основной формой художественной выразительности в арабской культуре. Это произошло из-за запрета на изображение Аллаха, святых, людей и животных. Существуют два основных вида мусульманского орнамента:
Есть орнаменты, получившие название «арабески», которые состоят из сложной системы переплетающихся друг с другом геометрических, растительных мотивов и надписями, выполненным в одном из стилей арабской каллиграфии. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Одна из особенностей арабского декора – так называемая «ковровая» орнаментация. В такой орнаментации узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. Как таковых цветовых правил для арабских орнаментов не существует. Иногда в количество оттенков в орнаменте достигает 700. Если присмотреться к образцам арабских орнаментов, мы можем увидеть, что преобладает синий, зеленый, красный и золотые оттенки. Дворец халифа. Халифский дворец располагается на краю реки Тигр. Западная часть дворца граничит с рекой с большими садами, ведущими к дворцу. Тут находиться лестница длиной 60 метров. Прямо к западу от лестницы располагается бассейн размером 115 на 130 метров. На самом западном краю сада находится небольшой павильон размером 48 на 40 метров. Это 1920 метров в квадрате. В центре Халифского дворца находится большой двор. Края двора сделаны из глиняного кирпича со штукатуркой на них. На одной стороне двора есть восьмиугольный фонтан. На южной стороне двора находится множество небольших зданий. Некоторые из этих зданий предназначены для охраны дворца, остальные для прислуги. На северной стороне дворца находится бассейн, полный воды, с окружающими его комнатами. Сами комнаты, которые окружали бассейн, украшены огромным количеством штукатурных узоров. |