Вопросы к параграфу 25 - ГДЗ История 6 класс Учебник Агибалова, Донской

Авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М.

Издательство: Просвещение

Тип: Учебник

Версия: 2023

§25. Образование и философия

Вопрос в начале параграфа

Как было организовано обучение в школах раннего Средневековья? Почему города, государства, церковь с XI-XII веков стали нуждаться в грамотных людях и разнообразных знаниях?

Вначале при монастырях, а в дальнейшем при соборах начали открывать школы. Учеников не делили по возрасту, преподавали на латинском языке, так как это язык образованных людей Западной Европы. В школьное образование входили науки:

  • первая ступень «тривиум» ‒ грамматика, риторика, диалектика;
  • вторая ступень «квадриум» ‒ арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
  • третья ступень «царица наук» ‒ богословие.

В городах открывали нецерковные школы, которые содержал городской совет.

Образованные люди понадобились, так как растущим городам нужны были грамотные мастера, юристы, бухгалтера, учителя, врачи, архитекторы и прочее.

Вопросы к рисункам «?!»

1. Вопрос к рисунку на стр. 218: «Студенты на лекции в университете». Что может сообщить рисунок о занятиях в университете и его студентах?

Рисунок показывает нам, что студенты ‒ это мужчины разного возраста. Они слушают профессора. Кто-то записывает что-то в тетради, кто-то спит, а кто-то разговаривает. Профессор расположился за трибуной и читает лекцию своим студентам. В кабинете университета большие окна и много света.  

2. Вопрос к рисунку на стр. 219: «Городская светская школа. Гравюра XVI в. В комнате одновременно идут занятия по чтению, письму, арифметике и пению. Малыши пишут на покрытых воском дощечках (слева)». Почему у обоих учителей на рисунке в руках розги? Как вы думаете, за что наказывают ученика (слева на переднем плане)?

У обоих учителей розги, так как они служили средством наказания за непослушание, плохой и неверный ответ.

Ученика, скорей всего, наказывают за плохое поведение. Его также могут наказывать за непослушание или пререкание с учителем.

Вопросы к документу на стр. 223: «Из сочинения Роджера Бэкона»

1. Чем отличалось отношение науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?

Отличием является то, что Бэкон призывает изучать науки с помощью опыта. Чем больше раз пробуешь что-то создать, то больше опыта получаешь в данной сфере. Он утверждал, что все возможно и все в руках человека. В университетах Средневековья почитался разум и авторитет.

2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью?

Своими высказываниями и идеями Бэкон вступал в конфликт с церковью. Он противоречил учению церкви о разуме.

3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?

Роджер Бэкон предвидел микроскоп, самолет, лодку с мотором, машины, очки.

Проверьте себя «?»

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

Представления о мире средневекового человека менялись со временем. Это было связано с разными факторами, в основном с увеличением знаний о мире, других странах, с развитием образования и науки, с торговыми и политическими связями между государствами, с путешествиями и географическими открытиями.

В раннее Средневековье жители редко выезжали за пределы своей сельской округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Люди не знали даже как живут соседние территории и страны. Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Люди верили в сказочные существа. Не было единой системы отсчёта времени, четкой хронологии событий.

С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места. Они начинают изучать жизнь людей в других странах.

В городах начинает развиваться образование, появляются университеты, а вместе с ними и наука схоластика ‒ религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение?

Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда ‒ профессоров (преподавателей) и студентов.

Были университеты, в которых всеми делами руководили студенты (в Болонье), а в других ‒ совет профессоров (в Париже). Преподаватели создавали объединения по предметам ‒ факультеты, которыми руководили деканы. Руководил университетом ректор, избираемый преподавателями и студентами.

Занятия в университете велись на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете.

Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический и медицинский. Занятия проходили в виде лекций. Лекции обязательно дополнялись диспутами ‒ словесными поединками, во время которых между участниками нередко возникали потасовки.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие еще средневековые корпорации вы можете назвать?

Корпорация ‒ обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку. Университет был корпорацией, потому что студенты и преподаватели составляли обособленную интеллектуальную группу людей, которые занимались общим делом. Они подчинялись определенным правилам, распорядку. У каждого участника этой группы были свои роли.

В Средние века было много корпораций. Ремесленники объединялись в ремесленные цехи, купцы в торговые гильдии, рыцари в рыцарский орден, крестьяне ‒ в крестьянскую общину. Во всех корпорациях были свои правила, свое устройство.

4. Заполните таблицу «Знаменитые ученые европейского Средневековья».

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Роджер Бэкон доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Размышления не доказывают истину, это просто разговоры и домыслы. Нужны доказательства, исследования, расчеты, с помощью которых можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Ученого считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика ‒ религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты выработали свой научный метод ‒ способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Они считали, что не нужно слепо полагаться на трактовки и догмы, нужно самим мыслить, сопоставлять разные точки зрения, рассуждать и определять истину.

Схоластика, конечно, способствовала развитию науки в Средневековье.

Подумайте

1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья?

Земля изображалась в виде колеса, которое было окружено океаном. Все земли мира делились на три части: Азия, Европа и Африка. На карте Азия отделена Красным морем, Африка и Европа отделялись Средиземным морем. Азия всегда была вверху карты. Также вверху был Рай. Из него выходят реки Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат ‒ это библейские названия. Это реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословии. Предположите, почему?

Средневековые университеты основывались не столько как светские, сколько как церковные учебные заведения. Студентов, закончивших обучение называли клириками, независимо от их специализации. Будущих богословов учили особо тщательно ‒ 15 лет, медиков и юристов обучали 6-7 лет. Богословие считалось главной наукой, поэтому требовалось много знаний и умение защищать свою точку зрения.

3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чем говорит этот факт?

Изобретение очков говорит о том, что ремесленники освоили работы со стеклом. Также этот факт говорит о том, что у людей стало портиться зрение из-за плохого освещения.

4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия с ними связаны, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих друзей и знакомых, получивших высшее образование.

Несмотря на то, что первые университеты были учреждены еще в XI веке, в целом, они имели такой же вид, как и современные университеты.  

К примеру, одним из первых университетов был Болонский (но говорят, что Парижский).  Первые студенты Болонского университеты были вовлечены в учебный процесс и жили при университете. Обучение было специализировано, существовало несколько факультетов – юриспруденция, медицина, философия, теология и так далее.

Учебный процесс представлял собой смену лекций и семинаров, диспутов. Во главе находился ректор, который избирался в рамках выборов. Каждый факультет возглавлялся деканом.  

Форма обучения была единой, а студенты были бакалаврами и магистрами. Магистры могли преподавать.  

Практически все традиции с XI века дошли до наших дней. В университете остались и ректор, декан, преподаватели, магистры (но преподавать можно только после аспирантуры теперь). И сейчас студенты живут при университете, в студенческих городах. Так же есть факультеты, но их гораздо больше.

5. Какие качества личности средневековых ученых, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Достойны похвалы такие качества средневековых ученых, как смелость, умение широко мыслить и достигать своих целей, логическое мышление.

Интересные были рассуждения Пьера Абеляра. Он превзошел своих профессоров в рассуждениях. У него было много поклонников, но и врагов было также много. Абеляр утверждал: нужно понимать, чтобы верить; нужно верить, а не рассуждать; вера должна идти от сердца, а не от рассудка; мудрствование ведут к гордыне и заблуждениям.

Версия: 2014

§25. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Вопрос в начале параграфа

Когда и как образовалось Первое Болгарское царство? При каком правителе оно достигло расцвета? Каковы были отношения Сербии и Болгарии в раннее Средневековье? Какие последствия для Византии имели Крестовые походы?

Первое Болгарское царство возникло во второй половине VII века. Славяне, которые проживали ни нижнему течению Дуная к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками.

Выдающимся правителем Болгарского царства был князь Симеон. Он отвоевал часть земель, которые были заселены славянами, а также он смог подчинить сербов.

При правлении князя Симеона, Сербия была полностью подчинена. Но уже после смерти князя Сербия вновь отделилась от Болгарии.

Последствия Крестовых походов в Византии:

  • разграбление городов и уничтожение памятников культуры;
  • было создано государство ‒ Латинская империя;
  • могущество Византии было утеряно.

Вопросы к документу на стр. 210: Отрывок из сербского эпоса «Милица»

1. О каком событии рассказывает слуга царице? Когда оно произошло?

Слуга рассказывает царице про битву на Косовом поле. Она произошла в 1389 году. Сербы тогда потерпели поражение.

2. О каком Милоше говорится в документе? Что вы о нем знаете?

В документе говорится про сербского воина Милоша Обилии. Он пробрался в турецкий лагерь и притворился перебежчиком. Его привели в шатер султана. Там он поразил султана спрятанным в одежде кинжалом.

3. Что в этом документе кажется вам исторически правдоподобным, а что относится к вымыслу? Чем это можно объяснить?

Исторически правдоподобным в документе можно считать гибель всех воинов, гибель царя Лазаря, гибель Милоша. К вымыслу можно отнести сражение Милоша с двенадцатью тысячей турок. Преувеличение делалось для того, чтобы возвысить данного человека, показать весь его героизм.  

Вопрос к карте на стр. 211: «Османская империя в XIV-XV вв.»

Насколько выросли владения турок за сто лет ‒ с середины XIV до середины XV в.? Почему Сербия не входила в состав империи в середине XV в.? Когда и с каким результатом происходили сражения, отмеченные на карте?

С середины XIV века и до середины XV века владения турок выросли в несколько раз. В середине XIV века это территории на северо-западе Малой Азии. В середине XV века это территории Византийской империи, Греции, Малой Азии, Болгарии, Валахии, Боснии, Албании и Сербии.  

Сербия не входила в состав империи в середине XV, так как продолжала борьбу против турок. Через 70 лет, а именно в 1459 году, Византия пала и удалось подчинить Сербию, и тогда она вошла в состав империи.

Сражения, отмеченные на карте:

  • 1389 год битва на Косовом поле, сербы потерпели поражение.
  • 1396 год битва при Никополе. Поход крестоносцев против Турции. Победа турков и захват Болгарии.
  • 1444 год битва при Варне. Венгрия объединяется с Польшей против турок. Победа Турции.

Проверьте себя «?»

1. Приведите факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия.

Народы Балканского полуострова яростно сопротивлялись захватчиком. Ни один город не сдавался без боя.

Ярким примером героизма можно назвать поступок сербского воина Милоша Обилии во время битвы на Косовом поле. Милош, идя на верную смерть, пробрался в турецкий лагерь, выдавая себя за перебежчика. Когда он встретился с султаном, то поразил его спрятанным в одежде кинжалом. От этого в лагере турок возникло замешательство. Но сын султана восстановил порядок и повел войска в бой.

2. Почему походы европейских рыцарей против турок были названы Крестовыми?

Походы были названы Крестовыми потому, что происходили при содействии папы римского. Они организовывались, чтобы помочь братьям-христианам в борьбе с «неверными», в данном случае с турками. Турки были мусульманами, таким образом это было противостояние христианского мира против мусульманского. Участники крестовых походов шли под флагами с красными крестами и нашивали себе кресты на одежду.

3. Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя.

Византийская империя образовалась в 395 году после раздела Римской империи на западную и восточную. В 1453 году Византийская империя прекратила существование. Получается, Византийская империя просуществовала 1058 лет.

4. Сколько причин падения Византии называется в тексте параграфа? Перечислите их.

Выделяют шесть причин падения Византии.

Византийская империя, потеряв свои владения на Ближнем Востоке и многие другие территории, утратила былое могущество.

В приморских городах Византии хозяйничали венецианцы и генуэзцы, захватившие в свои руки торговлю, а значит прибыль.

Войны с Сербией и Болгарией ослабили Византию.

Византия не раз обращалась сама к османам за помощью для борьбы с балканскими государствами. Вскоре они захватили значительную часть византийских владений в Европе и перенесли свою столицу в Адрианополь. Император признал себя вассалом султана и платил ему дань, а также участвовал в его походах.

Постройка турецкой крепости на азиатском берегу Босфора, контроль турков движения судов между Средиземным и Чёрным морями.

Огромное войско турок было значительно больше по численности, с мощной артиллерией.

5. Начертите в тетради план Константинополя (см. с. 52). Нанесите на него подробности осады и штурма города, описанные в тексте параграфа.

Подумайте

1. Объясняя причины поражения сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

С этим мнением можно согласиться. Турция нападала на государства поочередно. Страны боролись с турецкой армией задействовав только армию своего государства. Если бы было объединение стран в борьбе против Турции, то возможно у них был бы шанс на победу.

2. Исследуйте проблему: почему помощь Западной Европы Византии оказалась столь слабой? Используйте для работы свои знания по истории европейских стран XIV-XV веков, дополнительную литературу.

Западная Европа не представляла собой в то время нечто единое, которое общими усилиями могло собрать и оказать помощь Византии.

Тогда это был ряд государств и княжеств, все со своими проблемами, например, Испания отвоевывала у мавров территории (Реконкиста), Англия воевала с Францией (Столетняя война), Священная Римская Империя была занята внутренними усобицами.

Кроме того, что военные конфликты с соседями и внутренние усобицы ослабляли европейские государства. Европа буквально возрождалось и претерпевала коренные изменения в экономике и ментальности населения.

В общем, всем было не до умирающей империи, а османы были очень сильным врагом на пике могущества, противостоять которому в одиночку ни одно государство Европы не могло, а объединиться они тоже не могли.

3. Назовите известных вам современников Мехмеда II во Франции, в Англии и Испании.

Мехмед II правил с 1451 года по 1481 год. Его современники во Франции ‒ Карл VII, Жанна д'Арк, Карл Смелый, Людовик XI; в Англии ‒ Эдуард IV, герцог Сомерсет; в Испании ‒ Фердинанд Арагонский, Изабелла Кастильская.

4. Герб рода византийских императоров стал гербом России. Как это произошло? Проведите исследование и оформите его результат письменно.

Герб византийского царствующего дома Палеологов выглядит следующим образом:

Двуглавый орел с этого герба действительно очень похож на двуглавого орла с герба России, и очень может быть, что его появление на нашем гербе связано именно с Палеологами, хотя не все историки поддерживают эту точку зрения ‒ ведь тема двуглавого орла очень широко распространена в мире.

Но если Палеологи приложили к этому руку, то это была рука принцессы Софии, которая вышла замуж за царя Ивана III в 1472 году. Вместе с Софией могла Русь получить и ее герб.

Правда, на момент заключения брака Византийской империи уже не существовало, как не существовало и родной для Софии, деспота на Пелопоннесе, а заключению этого брака способствовал римский папа Павел II, который таким образом планировал усилить влияние католичества на Руси, но просчитался.

Введение
Вопросы и задания к главам
Вопросы к параграфам
Итоговые вопросы
Материалы для самостоятельного изучения
Творческие работы и проекты
https://dagdz.ru/6-klass/6-istoriya/istoriya-6-klass-uchebnik-agibalova/6-istoriya-uchebnik-agibalova-vopr-paragrafy-25.html
Вопросы к параграфу 25 - ГДЗ История 6 класс Учебник Агибалова, Донской
0 / 5 (Кол-во оценок: 0 )