1. Укажите факторы природной и социальной среды. |
Природная среда включает в себя климатические условия, рельеф местности, природные катаклизмы, а также растительный и животный мир окружающей среды. Эти факторы оказывают влияние на условия жизни и выживания организмов.
Социальная среда, с другой стороны, связана с обществом людей и созданными ими инфраструктурными объектами и услугами. Сюда входят экономические факторы, такие как предприятия и производственные структуры, а также инфраструктура, включая транспорт, жилье, образование, здравоохранение, политическую и правовую систему, а также культурные и социальные аспекты жизни общества. Эти факторы формируют общественные условия и влияют на благосостояние и качество жизни людей.
|
2. Как возникла социальная среда и какие преимущества и проблемы она создала? |
Социальная среда возникла в результате общественного развития человечества. Она сформировалась благодаря социокультурным и экономическим процессам, которые привели к образованию обществ и сообществ людей. Процессы такие, как совместное соседство, обмен информацией и ресурсами, развитие общих норм, ценностей и культуры, а также создание разделения труда и специализации, способствовали формированию социальной среды.
Преимущества социальной среды включают:
- Совместное использование ресурсов: Люди могут объединять усилия для достижения общих целей и обеспечения себя и свои семьи материальными благами.
- Культурное разнообразие: Социальная среда создает условия для формирования и развития различных культур, искусств и традиций.
- Образование и развитие: В социальной среде люди могут получать образование и развиваться как личности, что способствует научному и техническому прогрессу.
Однако социальная среда также может создавать проблемы:
- Конфликты и социальные неравенства: В обществе могут возникать конфликты на основе различий в расе, поле, религии, культуре и других аспектах. Также возможны социальные неравенства, связанные с доступом к ресурсам и возможностям.
- Экологические проблемы: Рост населения и экономическое развитие могут приводить к экологическим проблемам, таким как загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов.
- Социальное давление: В социальной среде может существовать давление на соответствие общественным нормам и ожиданиям, что может оказать негативное воздействие на психологическое состояние людей.
Социальная среда является сложной и многогранной, и ее влияние на индивида и общество может быть как положительным, так и отрицательным. Эффективное управление социальной средой требует внимания к социальным и экологическим аспектам и стремление к устойчивому развитию.
|
3. Оформите в рабочей тетради таблицу, указав названия наук об организме, их предметы изучения и методы исследования. |

|
4. Рассмотрите рисунок 6. Назовите органоиды клетки и их функции. |
Органоиды клетки – это мембранные структуры внутри клетки, которые выполняют специфические функции. Некоторые из них включают:
- Митохондрии: Основная функция – производство энергии в виде АТФ (аденозинтрифосфата) в процессе клеточного дыхания.
- Лизосомы: Разрушение и переработка старых органелл, клеточных отходов и вредных веществ.
- Эндоплазматическая сеть: Участвует в синтезе белков и липидов, а также в транспорте веществ внутри клетки.
- Гольджи: Обработка и упаковка белков и липидов, а также их транспорт к месту назначения.
- Рибосомы: Синтез белков по информации, содержащейся в РНК.
- Вакуоли (у растительных клеток): Хранение воды, питательных веществ и отходов, поддержание тургорного давления и участие в росте клетки.
- Хлоропласты (у растительных клеток): Осуществление фотосинтеза, преобразование световой энергии в химическую.
- Цитоскелет: Поддержание формы клетки, участие в движении внутри клетки и передвижении органелл.
Эти органоиды являются важными для нормальной функции клетки и, следовательно, для жизнедеятельности организма.
|
5. Укажите основные процессы клеточного обмена. |
- Анаболизм: Это процесс синтеза более сложных органических молекул из более простых компонентов. В ходе анаболизма клетки строят новые биомолекулы, такие как белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы. Этот процесс требует затраты энергии и часто происходит во время роста и восстановления тканей.
- Катаболизм: Это, наоборот, процесс разрушения сложных органических молекул до более простых форм, освобождая энергию в процессе. Катаболизм включает в себя процессы, такие как гликолиз (разложение глюкозы), окисление жирных кислот, а также разложение аминокислот. В результате катаболизма образуется энергия, которая используется клеткой для выполнения её функций.
Оба эти процесса необходимы для поддержания жизни и функционирования клеток и организма в целом, и они тесно связаны друг с другом. Эффективное взаимодействие анаболизма и катаболизма обеспечивает баланс в обмене веществ и поддерживает организм в состоянии гомеостаза.
|
6. Какую функцию в обмене веществ выполняют ферменты? |
Ферменты выполняют важную функцию в обмене веществ организма. Они являются биологическими катализаторами. Таким образом, ферменты играют центральную роль в регуляции и поддержании обмена веществ, обеспечивая эффективное функционирование клеток и организма в целом. |
7. Раскройте роль нуклеиновых кислот в клетке. |
Нуклеиновые кислоты играют ключевую роль в клетке. Они содержат генетическую информацию, которая определяет все характеристики и функции клетки. ДНК, один из типов нуклеиновых кислот, хранит генетическую информацию, передаваемую от поколения к поколению, и контролирует синтез белков, определяющих структуру и функцию клетки. РНК, другой тип нуклеиновых кислот, выполняет множество функций, включая транскрипцию генетической информации, синтез белков и участие в процессах регуляции генов. Без нуклеиновых кислот клетка не смогла бы существовать и выполнять свои функции. |
8. В чем проявляется основное свойство мышечной клетки, мышечного волокна? |
Основное свойство мышечной клетки — возможность сокращения и расслабления. Мышечное волокно способно сокращаться под воздействием нервного импульса или химических сигналов и расслабляться после сокращения. Это свойство позволяет мышцам выполнять движения, поддерживать позу тела, сжимать и расслаблять органы, а также обеспечивает их работу и функционирование. |
9. Опишите процесс деления соматической клетки. |
Деление соматической клетки происходит в несколько этапов:
- Удвоение хромосом: перед началом деления хромосомы в соматической клетке удваиваются. Например, в человеке на момент начала деления в клетке содержится 46 удвоенных хромосом, что дает общее число 92 хромосомы.
- Распад ядерной оболочки: ядерная оболочка клетки распадается, и удвоенные хромосомы оказываются в цитоплазме.
- Выстраивание хромосом: удвоенные хромосомы выстраиваются по линии экватора клетки.
- Разделение хромосом: каждая удвоенная хромосома разделяется на две части, что приводит к образованию двух равных наборов хромосом.
- Образование ядерных оболочек: вокруг каждого из наборов хромосом формируется ядерная оболочка, и образуются два ядра.
- Разделение цитоплазмы: цитоплазма разделяется клеточной мембраной, что приводит к образованию двух новых клеток.
Образовавшиеся клетки после деления развиваются и растут, и этот процесс деления соматических клеток позволяет организму обновлять и ремонтировать свои ткани и органы. Этот процесс деления называется митозом.
|
10. Дайте определение ткани, органа и системы органов. |
- Ткань - это группа схожих по функции и структуре клеток, объединенных в организме для выполнения определенных задач. В организме существует несколько видов тканей, таких как эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани.
- Орган - это структурное образование, состоящее из нескольких видов тканей, которое выполняет конкретные функции в организме. Примерами органов являются сердце, легкие, желудок и почки.
- Система органов - это совокупность органов, работающих вместе для выполнения более сложных функций. Примеры систем органов включают в себя сердечно-сосудистую систему, пищеварительную систему и нервную систему.
|
11. Перечислите уровни организации организма. |
Организм организован на нескольких уровнях:
- Клеточный уровень: Самый маленький уровень организации, включает в себя клетки - основные структурные и функциональные единицы организма.
- Тканевый уровень: Клетки объединяются в ткани, выполняющие специфические функции. Примеры тканей включают в себя эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные ткани.
- Органный уровень: Ткани формируют органы, которые выполняют более сложные функции. Примеры органов включают в себя сердце, печень, легкие и мозг.
- Системный уровень: Органы объединяются в системы органов, которые работают совместно для выполнения определенных функций. Примеры систем органов включают в себя сердечно-сосудистую систему, пищеварительную систему и нервную систему.
- Организменный уровень: Все системы работают вместе для поддержания жизнедеятельности всего организма как единого целого.
|
12*. Заполните в рабочей тетради таблицу |
 
|