И. А. Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического образования, какое обычно старались дать детям состоятельные или среднего достатка родители.
Первоначальные навыки чтения, письма, арифметики привил Крылову отец, а мать приучила сына к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов рос на редкость смышлёным и способным. Особенно были заметны с детства разнообразные способности мальчика. Он был исключительно музыкален; сам выучился играть на скрипке.
Родителям было не по средствам нанимать гувернёра и учителей для воспитания и образования сына. Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось «по бедности» отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Мальчика взяли в качестве слуги, платой за работу была учёба.
|
Первоначальные навыки чтения, письма и арифметики привил Крылову отец. Мать приохотила сына к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов рос на редкость смышлёным и способным. Учение давалось Крылову легко.
Родителям было не по средствам нанимать гувернёра и учителей для воспитания и образования сына. Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме.
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось «по бедности» отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми Львовых. Мальчика взяли в качестве слуги, платой за работу была учёба.
Ученье досталось ему дорого не в одном лишь материальном, но и в нравственном смысле: он с детства узнал, как тяжело живётся бедному, лишённому связей и покровительства человеку, как трудно встать ему на ноги и обрести независимость. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния.
Мать всегда помогала сыну в учебе. Крылов не случайно так тепло и не только за доброту вспоминал о Марии Алексеевне. Мать приучила его к постоянным занятиям и тем развила незаурядные способности сына.
После смерти отца у Крыловых остался сундук с книгами. «Желая приохотить» сына к чтению, Мария Алексеевна «обещала давать ему награду», когда он прилежно будет читать с нею в положенные часы. Маленькому Крылову понравился этот договор. Он охотно принимался за книги, усердно читал и каждый раз получал гривну или две меди. Выдумка Марии Алексеевны оказалась успешной и обернулась благом. Однако, достигнув намеченной цели, Мария Алексеевна стала опасаться: вдруг любовь к деньгам повлияет на нравственность мальчика, сделает из него скрягу, лишит щедрости, сердечности? Мария Алексеевна поспешила исправить несовершенство своей педагогики, она придумала очень хорошее средство: она говорила ему, что у него изорваны перчатки, стар картуз, и советовала на свои деньги купить и то и другое. Молодой Крылов радовался, что мог сам купить себе необходимые вещи, выбирая хорошие светлые перчатки, щегольской картуз — и всё это очень берёг. Так постепенно Крылов овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком в отечественной и отчасти иностранной словесности и вместе с тем охранялся от пороков и вырабатывал ценные качества — самостоятельность, житейскую основательность, практичность, позднее очень пригодившиеся ему.
|