Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Издательство: Просвещение
Тип: Учебник
Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Издательство: Просвещение
Тип: Учебник
Версия: 2023
Сделаем выводы
1. |
Возможно, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница тогда, когда увидел, что она поддается ему в игре, хочет, чтобы он выиграл. Но возможно, он понял это значительно позже, спустя годы. |
2. |
Мальчик оказался в райцентре, чтобы продолжить учебу в пятом классе школы. В его деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мальчику пришлось уехать из дома за пятьдесят километров в райцентр. Но новом месте мальчик чувствовал себя плохо. “Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой.” Он сильно тосковал по дому, ему не хватало семьи, жил впроголодь и должен был сам за собой ухаживать. Мальчик не убежал в деревню, т.к. чувствовал свою ответственность. Мать за него хлопотала, договорилась о жилье, отправляла продукты, и он не мог всё просто бросить и уехать. “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел.” Герой не завел ни с кем дружбу. Он общался с одноклассниками в школе и ребятами на улице, с которыми он играл в “чику”. Но у него не было хорошего друга, с которым он мог бы поделится своими проблемами. “От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества” Мальчик ввязался в игру на деньги для того, чтобы заработать денег себе на пропитание. Мать редко присылала герою деньги, а продуктов ему не хватало. Он искал пути заработать хоть немного средств. Отношения с учительницей у мальчика по-началу были сложные. Они были совершенно разные, из разных миров. Мальчик сначала её стеснялся, боялся, очень робел. Он чувствовал свою уязвимость. Но со временем они подружились. Несмотря на бедность и голод, мальчик был горд, с чувством собственного достоинства, он не позволял учительнице его кормить. |
3. |
Цитатный план: 1) “Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.” 2) “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел.” 3) “Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне.” 4) “Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал.” 5) “Однажды, ещё в сентябре, Федька спросил у меня: — Ты в «чику» играть не боишься?” 6) “Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть.” 7) “И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.” 8) “Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.” 9) “Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками.” 10) “После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.” 11) “Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?” 12) “— Да что же это такое?! Нет, придётся с тобой заниматься отдельно. Другого выхода нет.” 13) “Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.” 14) “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.” 15) “Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка, которую занёс в школу какой-то мужик.” 16) “— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы. Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась” 17) “Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире.” 18) “Мы взялись за монеты. Видно было, что Лидия Михайловна когда-то действительно играла, а я только- только примеривался к игре” 19) “Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш.” 20) “Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич. — Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?” 21) “Через три дня Лидия Михайловна уехала.” 22) “Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка.” |
4. |
Рассказ называется “Уроки французского” потому что учительница французского языка, увидев способности и положение мальчика, начала преподавать ему индивидуальные уроки. Но причиной этих занятий было не только подтянуть произношение мальчика по французскому языку, но и помочь мальчику, так как он находился в трудной жизненной ситуации. В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи. |
Литература и другие виды искусства
1. |
Первая картинка - кадр из фильма, на мой взгляд, он отражает эпизод, когда Федя приводит рассказчика к ребятам, которые играют в “чику”. Можно озаглавить “Знакомство с игроками”. Вторая иллюстрация (И. Пчелко) отображает эпизод, когда герой играет с учительницей французского у неё в квартире. Можно озаглавить “Игра в “пристенок”. |
2. |
Я видел иллюстрации к произведению разных художников: На мой взгляд, точнее и глубже раскрывает характер героя художник И. Пчелко. |
3. |
Это прекрасный фильм режиссёра Евгения Ташкова, где главного героя - мальчика Володю играет актер Михаил Егоров. Несмотря на то, что фильму уже много лет (1978 год выпуска), он по-прежнему интересен, а главное полон смысла. Очень удачные сцены общения учительницы и мальчика, когда они играют в “пристенок”. Главный герой произвел на меня большое впечатление. Нам очень сложно понять, как сложно приходилось людям, особенно в деревне, выживать в те послевоенные годы. Такие фильмы напоминают нам историю нашей страны, учат доброте, чести. |
Версия: 2019
Размышляем о прочитанном
1. Почему рассказ называется «Критики»? |
Рассказ назван “Критики” потому, что повествует о дедушке и внуке, которые очень увлекались фильмами, обсуждали сюжеты, были “критиками” кино. |
3. В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? В чём? Почему? |
Дед и Петька очень любили смотреть фильмы в клубе, а потом обсуждать их: “Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты.” “Посмотрели они с Петькой картину — комедию, вышли из клуба и дружно разложили её по косточкам.” “Дед и Петька «не переваривали» телевизор.” Между “кинокритиками” часто случались разногласия в их оценке фильма или киногероя. Они по-разному смотрели на кино. Мальчик получал от просмотра удовольствие, а дед постоянно сравнивал фильмы с реальностью и искал там “неправдоподобные” вещи. Особенно в фильмах про деревню: “Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости. — Хреновина, — заявлял он. — Так не бывает.” Дед прекрасно знал деревенскую жизнь и не мог понять, как можно фальшивить на экране. |
4. Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве...»? |
У деда и взрослых были разные взгляды на кино, к тому же с ним никто не хотел обсуждать фильмы, кроме внука Петьки. |
5. Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? |
Дед решил, что городские гости над ним смеются, считают его “выжившим из ума”. “Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплёванный. Постоял ещё немного и пошёл к Петьке. — Смеются, — сказал он Петьке. — Кто? — Вон...—Дед кивнул в сторону горницы. — Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают!” “— Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! — Дед постепенно «заводился», как выражался Петька.” |
6. Перечитайте текст протокола, составленного милиционером Ермолаем Кибяковым. Почему этот текст вызывает улыбку, какими языковыми средствами создаётся комическая ситуация? |
Милиционер Ермолаев пытается составить официальный протокол - деловую бумагу, но при этом описывает бытовую ситуацию, используя выражения разговорной речи (вранье, дескать, стал совать свои руки, вышиб всё и пр.). Зачем-то указывает размер сапога. Получается смешная, совершенно несуразная бумага. “Но он продолжал возбуждённое состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, враньё, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его ещё раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43—45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышиб всё на свете, то есть там, где обычно бывает видно.” |
7. Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку»? |
Петьки было жалко деда. Он был обижен на отца и тетку, которая вызвала милицию. Он очень любил деда, потому что именно дед был ему настоящим другом. Он не мог простить такого предательства родных. |
Творческое задание
Подготовьте устный пересказ «Критиков» от лица Петьки. Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину его горьких рыданий в финале рассказа. |
Деду было семьдесят три, он был сухой и нервный, а еще страдал глухотой. Мы с ним больше всего на свете любили кино. На это уходила половина дедовой пенсии. Садились в клубе мы всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но всё равно половину слов он не разбирал, и иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Тогда я толкал его в бок и сердито шипел: “Ты чего? Как дурак…” Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного. Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел на экране. Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой. В молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел. Он нутром фальшь чуял. Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости. Если почует что что-то не так, то сразу заявляет: “Хреновина. Так не бывает”. Со взрослыми дед редко спорил, т.к начинал сразу нервничать, обзывался. Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми, и этот-то единственный раз и навлек на свою голову беду. Дело было так. Посмотрели мы как-то с ним комедию, вышли из клуба и дружно разложили её по косточкам. — И ведь что обидно: сами ржут, черти , а тут сидишь — хоть бы хны, даже усмешки нету! — горько возмущался дед. — У тебя была усмешка? — Нет, — признался я. — Один раз только, когда они с машиной перевернулись. — Ну вот! А ведь мы же деньги заплатили — два рубля по-старому! Пришли мы домой злые. А дома в это время все смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К нам в гости из города приехала тётя, сестра матери, с мужем. Вот, значит, сидят все, смотрят. Я сразу ушёл в прихожую учить уроки, а дед остановился в комнате с гостями. Видимо, он стал опять возмущаться, что так не бывает... Когда дед пришел ко мне, тол был злой. Он сказал, что над ним смеются. — Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают! — возмущался он. — Не обращай внимания, — посоветовал я. Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил и стал «заводиться». Затем дед встал, покопался у себя в сундуке, взял деньги и ушёл. Пришёл через час пьяный. Я очень удивился, т.к. дед редко пил. — Смотрют? — спросил дед. — Смотрют. Не ходи к ним. Давай я тебя раздену. Зачем напился-то? Дед грузно опустился на лавку. — Они понимают, а мы с тобой не понимаем! — громко заговорил он. — Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Денег много?! — Дед стал кричать. — Если и много, то не подымай нос! А я честно всю жизнь горбатился!.. И я же теперь сиди, помалкивай. А ты сроду топора в руках не держал! — Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор. Я пытался успокоить деда и разуть его. Снял с него один сапог, и тут дед опять чего-то вскинул голову, схватил сапог и пошел в горницу. Я не сумел удержать его и побежал за ним. Дед вошел в горницу и запустил сапогом в телевизор, при этом крикнув: “Вот вам!.. И плотникам вашим!” Экран — вдребезги. Все повскакали с мест. Тётя взвизгнула. На деда накинулся отец. С грохотом полетели стулья. Отец заломил деду руки назад и стал связывать полотенцем. Я сильно перепугался. Дед лежал на полу вниз лицом, тёрся бородой о крашеную половицу и продолжал кричать. Тут вошли тётя и милиционер - Ермолай Кибяков. Милиционер снял фуражку, повесил её на гвоздик, достал лист бумаги и присел к столу. Отец стал рассказывать, как всё было. Ермолай стал писать какую-то несуразную бумагу… Потом он встал, сложил бумагу и сказал: — Пошли, дядя Тимофей! Я понял, что деда увозят в каталажку. Тогда я заплакал и кинулся защищать его. Я просил отца не отдавать деда, но он оттолкнул меня, а милиционер засмеялся. Я продолжал плакать, и мама стала меня уговаривать. Она говорила, что ничего страшного, что дед переночует в тюрьме. Мне от этого стало еще хуже. Тут ко мне подошла тетя и тоже стала уговаривать. Я вспомнил, что это она привела милиционера, и оттолкнул её от себя. Я очень злился на всех. Как они могли так поступить с дедом? Я залез на печку и там долго ещё плакал, уткнувшись лицом в подушку. |