Страница 137 - ГДЗ Литература 6 класс Учебник Коровина Часть 2

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Издательство: Просвещение

Тип: Учебник

Версия: 2023

Сделаем выводы

1.

Возможно, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница тогда, когда увидел, что она поддается ему в игре, хочет, чтобы он выиграл. Но возможно, он понял это значительно позже, спустя годы.

2.

Мальчик оказался в райцентре, чтобы продолжить учебу в пятом классе школы. В его деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мальчику пришлось уехать из дома за пятьдесят километров в райцентр.

Но новом месте мальчик чувствовал себя плохо. “Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой.” Он сильно тосковал по дому, ему не хватало семьи, жил впроголодь и должен был сам за собой ухаживать.

Мальчик не убежал в деревню, т.к. чувствовал свою ответственность. Мать за него хлопотала, договорилась о жилье, отправляла продукты, и он не мог всё просто бросить и уехать. “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел.”

Герой не завел ни с кем дружбу. Он общался с одноклассниками в школе и ребятами на улице, с которыми он играл в “чику”. Но у него не было хорошего друга, с которым он мог бы поделится своими проблемами. “От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества”

Мальчик ввязался в игру на деньги для того, чтобы заработать денег себе на пропитание. Мать редко присылала герою деньги, а продуктов ему не хватало. Он искал пути заработать хоть немного средств.

Отношения с учительницей у мальчика по-началу были сложные. Они были совершенно разные, из разных миров. Мальчик сначала её стеснялся, боялся, очень робел. Он чувствовал свою уязвимость. Но со временем они подружились. Несмотря на бедность и голод, мальчик был горд, с чувством собственного достоинства, он не позволял учительнице его кормить.

3.

Цитатный план:

1) “Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.”

2) “Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел.”

3) “Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне.”

4) “Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал.”

5) “Однажды, ещё в сентябре, Федька спросил у меня:

— Ты в «чику» играть не боишься?”

6) “Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть.”

7) “И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.”

8) “Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.”

9) “Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками.”

10) “После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.”

11) “Не смея поднять глаза на неё, я не посмел и обмануть её. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?”

12) “— Да что же это такое?! Нет, придётся с тобой заниматься отдельно. Другого выхода нет.”

13) “Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.”

14) “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.”

15) “Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка, которую занёс в школу какой-то мужик.”

16) “— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась”

17) “Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к её квартире.”

18) “Мы взялись за монеты. Видно было, что Лидия Михайловна когда-то действительно играла, а я только- только примеривался к игре”

19) “Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш.”

20) “Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?”

21) “Через три дня Лидия Михайловна уехала.”

22) “Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка.”

4.

Рассказ называется “Уроки французского” потому что учительница французского языка, увидев способности и положение мальчика, начала преподавать ему индивидуальные уроки. Но причиной этих занятий было не только подтянуть произношение мальчика по французскому языку, но и помочь мальчику, так как он находился в трудной жизненной ситуации. В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи.

Литература и другие виды искусства

1.

Первая картинка - кадр из фильма, на мой взгляд, он отражает эпизод, когда Федя приводит рассказчика к ребятам, которые играют в “чику”. Можно озаглавить “Знакомство с игроками”.

Вторая иллюстрация (И. Пчелко) отображает эпизод, когда герой играет с учительницей французского у неё в квартире. Можно озаглавить “Игра в “пристенок”.

2.

Я видел иллюстрации к произведению разных художников:

На мой взгляд, точнее и глубже раскрывает характер героя художник И. Пчелко.

3.

Это прекрасный фильм режиссёра Евгения Ташкова, где главного героя - мальчика Володю играет актер Михаил Егоров. Несмотря на то, что фильму уже много лет (1978 год выпуска), он по-прежнему интересен, а главное полон смысла. Очень удачные сцены общения учительницы и мальчика, когда они играют в “пристенок”. Главный герой произвел на меня большое впечатление. Нам очень сложно понять, как сложно приходилось людям, особенно в деревне, выживать в те послевоенные годы. Такие фильмы напоминают нам историю нашей страны, учат доброте, чести.

Версия: 2019

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказ называется «Критики»?

Рассказ назван “Критики” потому, что повествует о дедушке и внуке, которые очень увлекались фильмами, обсуждали сюжеты, были “критиками” кино.

3. В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? В чём? Почему?

Дед и Петька очень любили смотреть фильмы в клубе, а потом обсуждать их:

“Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты.”

“Посмотрели они с Петькой картину — комедию, вышли из клуба и дружно разложили её по косточкам.”

“Дед и Петька «не переваривали» телевизор.”

Между “кинокритиками” часто случались разногласия в их оценке фильма или киногероя. Они по-разному смотрели на кино. Мальчик получал от просмотра удовольствие, а дед постоянно сравнивал фильмы с реальностью и искал там “неправдоподобные” вещи. Особенно в фильмах про деревню:

“Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости.

— Хреновина, — заявлял он. — Так не бывает.”

Дед прекрасно знал деревенскую жизнь и не мог понять, как можно фальшивить на экране.

4. Как вы думаете, почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве...»?

У деда и взрослых были разные взгляды на кино, к тому же с ним никто не хотел обсуждать фильмы, кроме внука Петьки.

5. Почему деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

Дед решил, что городские гости над ним смеются, считают его “выжившим из ума”.

“Все опять стали смотреть картину, про деда забыли. Он стоял сзади как оплёванный. Постоял ещё немного и пошёл к Петьке.

— Смеются, — сказал он Петьке.

— Кто?

— Вон...—Дед кивнул в сторону горницы. — Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают!”

“— Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! — Дед постепенно «заводился», как выражался Петька.”

6. Перечитайте текст протокола, составленного милиционером Ермолаем  Кибяковым. Почему этот текст вызывает улыбку, какими языковыми средствами создаётся комическая ситуация?

Милиционер Ермолаев пытается составить официальный протокол - деловую бумагу, но при этом описывает бытовую ситуацию, используя выражения разговорной речи (вранье, дескать, стал совать свои руки, вышиб всё и пр.). Зачем-то указывает размер сапога. Получается смешная, совершенно несуразная бумага.

“Но он продолжал возбуждённое состояние. Опять сказал, что таких плотников не бывает, враньё, дескать. «Руки, говорит, у плотников совсем не такие». И стал совать свои руки. Его ещё раз попросили оправиться. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43—45, яловый) и произвел удар по телевизору. Само собой, вышиб всё на свете, то есть там, где обычно бывает видно.”

7. Почему рассказ заканчивается словами, что Петька «долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку»?

Петьки было жалко деда. Он был обижен на отца и тетку, которая вызвала милицию. Он очень любил деда, потому что именно дед был ему настоящим другом. Он не мог простить такого предательства родных.

Творческое задание

Подготовьте устный пересказ «Критиков» от лица Петьки. Постарайтесь при пересказе передать характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину его горьких рыданий в финале рассказа.

Деду было семьдесят три, он был сухой и нервный, а еще страдал глухотой. Мы с ним больше всего на свете любили кино. На это уходила половина дедовой пенсии.

Садились в клубе мы всегда в первый ряд: дешевле, и потом там дед лучше слышал. Но всё равно половину слов он не разбирал, и иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать. А в зале никто не смеялся. Тогда я толкал его в бок и сердито шипел: “Ты чего? Как дурак…” Иногда дед плакал, когда кого-нибудь убивали невинного.  Вообще он любил высказаться по поводу того, что видел на экране. Если дрались, дед, вцепившись руками в стул, напряженно и внимательно следил за дракой. В молодости, говорят, он охотник был подраться. И умел. Он нутром фальшь чуял.  Особенно в отношении деревенских фильмов дед был категоричен до жестокости. Если почует что что-то не так, то сразу заявляет: “Хреновина. Так не бывает”.

Со взрослыми дед редко спорил, т.к начинал сразу нервничать, обзывался.

Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми, и этот-то единственный раз и навлек на свою голову беду. Дело было так.

Посмотрели мы как-то с ним комедию, вышли из клуба и дружно разложили её по косточкам.

— И ведь что обидно: сами ржут, черти , а тут сидишь — хоть бы хны, даже усмешки нету! — горько возмущался дед. — У тебя была усмешка?

— Нет, — признался я. — Один раз только, когда они с машиной перевернулись.

— Ну вот! А ведь мы же деньги заплатили — два рубля по-старому!

Пришли мы домой злые. А дома в это время все смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К нам в гости из города приехала тётя, сестра матери, с мужем. Вот, значит, сидят все, смотрят. Я сразу ушёл в прихожую учить уроки, а дед остановился в комнате с гостями. Видимо, он стал опять возмущаться, что так не бывает...

Когда дед пришел ко мне, тол был злой. Он сказал, что над ним смеются.

— Ничего, говорят, ты не понимаешь, старый хрен. А они понимают! — возмущался он.

— Не обращай внимания, — посоветовал я.

Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил и стал «заводиться». Затем дед встал, покопался у себя в сундуке, взял деньги и ушёл. Пришёл через час пьяный. Я очень удивился, т.к. дед редко пил.

— Смотрют? — спросил дед.

— Смотрют. Не ходи к ним. Давай я тебя раздену. Зачем напился-то?

Дед грузно опустился на лавку.

— Они понимают, а мы с тобой не понимаем! — громко заговорил он. — Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Денег много?! — Дед стал кричать. — Если и много, то не подымай нос! А я честно всю жизнь горбатился!.. И я же теперь сиди, помалкивай. А ты сроду топора в руках не держал! — Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор.

Я пытался успокоить деда и разуть его. Снял с него один сапог, и тут дед опять чего-то вскинул голову, схватил сапог и пошел в горницу. Я не сумел удержать его и побежал за ним. Дед вошел в горницу и запустил сапогом в телевизор, при этом крикнув: “Вот вам!.. И плотникам вашим!” Экран — вдребезги. Все повскакали с мест. Тётя взвизгнула. На деда накинулся отец.  С грохотом полетели стулья. Отец заломил деду руки назад и стал связывать полотенцем. Я сильно перепугался.

Дед лежал на полу вниз лицом, тёрся бородой о крашеную половицу и продолжал кричать. Тут вошли тётя и милиционер - Ермолай Кибяков. Милиционер снял фуражку, повесил её на гвоздик, достал лист бумаги и присел к столу. Отец стал рассказывать, как всё было. Ермолай стал писать какую-то несуразную бумагу… Потом он встал, сложил бумагу и сказал:

— Пошли, дядя Тимофей!

Я понял, что деда увозят в каталажку. Тогда я заплакал и кинулся защищать его. Я просил отца не отдавать деда, но он оттолкнул меня, а милиционер засмеялся.

Я продолжал плакать, и мама стала меня уговаривать. Она говорила, что ничего страшного, что дед переночует в тюрьме. Мне от этого стало еще хуже. Тут ко мне подошла  тетя и тоже стала уговаривать. Я вспомнил, что это она привела милиционера, и оттолкнул её от себя.

Я очень злился на всех. Как они могли так поступить с дедом? Я залез на печку и там долго ещё плакал, уткнувшись лицом в подушку.

https://dagdz.ru/6-klass/6-literatura/literatura-6-klass-uchebnik-korovina/6-literatura-uchebnik-2-korovina-page-137.html
Страница 137 - ГДЗ Литература 6 класс Учебник Коровина Часть 2
0 / 5 (Кол-во оценок: 0 )