1. Вспомни произведения устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? |
К устному народному творчеству можно отнести следующие виды: скороговорки, загадки, сказки, небылицы, поговорки, песенки, потешки, считалки, частушки, пословицы, былины, пестушки, прибаутки. |
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры. |
Пестушкой называется небольшая короткая песенка или стишок, в основном написанный для малышей.
Петя, Петя, Петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Оле спать не даешь? Потешкой называется небольшая короткая песенка, в которой учат детей понимать разные действия.
Потянушки – потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
|
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку. |
Пословица: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
Поговорка: Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!
Небылица:
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленькие козленочки
Муку выгребают…
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Потешка:
− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!
Колыбельная:
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.
|
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой? Прочитайте с другом потешку в лицах. |
Можно, потому что Тит был ленивым и не хотел ничего делать, а ведь, для того чтоб поесть нужно сначала поработать. |
5. Пословицы «рассыпались». Собери их.
Делу − время,
Вместе тесно,
Любишь кататься −
Семь раз отмерь −
люби и саночки возить.
один раз отрежь.
а потехе − час.
а врозь скучно.
|
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Делу время – потехе час.
|
6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он сочинил для своих учеников − крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражен в поговорке (заглавии). |
Смыслом рассказа "Собака на сене" можно считать итоговую поговорку — сама не ест и мне не дает.
Смыслом рассказа "Знает кошка, чье мясо съела" можно считать поговорку, потому что девочка не призналась маме, что это она молоко выпила, а не коза.
|
7. Дай определение, что такое загадка. |
Загадка — это интересный вопрос в стихотворной форме на который нужно ответить. |
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему?
Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы?
"Снегурочка"
"Волк и семеро козлят"
"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
"Маша и медведь"
"Теремок"
"Лисичка−сестричка и серый волк"
Ты, наверное, знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
|
Поучительная сказка "Лиса и Журавль", потому что она учит обращать внимание на потребности и особенности близких и друзей. Также она учит доброте и дружелюбию.
До школы можно познакомится со всеми перечисленными сказками.
Хорошая сказка "Теремок". Она про то, что в маленьком теремке может поместиться очень много зверей.
Мышка видит в поле пустой теремок и заселяется в него. Потом к ней присоединяются: лягушка, зайка, лиса, волк, а вот медведь мог поместиться только на крышу, и теремок ломается. Зверюшки и медведь вместе строят новый, большой терем и дружно живут в нем.
|
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится. |
«Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди» и другие. |
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных?
Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому−нибудь хоть раз перехитрить ее?
Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.
|
Чаще всего встречались в сказках о животных заяц, волк, медведь, лисица, курица, петух.
Лису всегда изображают хитрой и умной. Она всегда пытается кого-нибудь обмануть и перехитрить. У нее не всегда это получается. На уговоры лисы могут польстится волк и заяц.
|
11. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей живет по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»? |
Дружбы не будет если жить по пословице "Как аукнется, так и откликнется", потому что друзья не могут видеть выгоду между собой. |
12. Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль».
Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая, заботливая.)
Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)
Журавль какой? (…)
|
В сказке "Петушок и бобовое зернышко" курочка добрая и заботливая, петушок непослушный, все остальные персонажи добрые и отзывчивые.
В сказке "Лиса и Журавль" лиса очень хитрая и жадная, журавль умный и находчивый.
|
13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки. |
Для начала необходимо определить основных героев рассказа, а потом сам сюжет. Возьмем например кошку и собаку.
План.
1. Верные друзья.
2. Дому угрожает опасность.
3. Кошка Нюша и собака Рекс помогают своим хозяевам.
Сказка про кошку Нюшу и собаку Рекс.
У одной девочке были кошка Нюша и собака Рекс. Они жили дружно, несмотря на то, что собакам и кошкам положено жить врозь. Однажды, когда хозяев не было дома, Нюша почувствовала, что какой-то незнакомец пытается проникнуть внутрь дома. Она быстро побежала на помощь к Рексу, который в это время был занят своей вкусной косточкой и ничего не замечал вокруг. Рекс начал громко лаять, незнакомец испугался и ушел. Так верные друзья помогли своим хозяевам.
|
14. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси−лебеди» волшебной? Докажи. |
Сказку «Гуси−лебеди» можно назвать волшебной. Сказка волшебная, потому что в ней рассказывается о том, как Гуси−лебеди, которые служат Бабе−Яге, крадут братца. На его спасение бросается сестра, которая по дороге встречается со сказочными персонажами (печкой, яблонькой и речкой). |
15. Что будет происходить в волшебных сказках? |
В волшебных сказках должно происходить необычное и необъяснимое. Также в них должны присутствовать колдуны, волшебство и всякие превращения. |
16. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения, которые с ними происходили. |
Сочинять волшебные сказки это интересно. Они всегда начинаются со слов "Жили-были", а заканчиваются "Живут-поживают, добра наживают". |
17. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно? |
Волшебная сказка имеет четыре части — присказка, зачин, троекратное повторение действий или слов, концовка. Схема верна. |
18. Определи зачин и концовку.
- И стали они жить−поживать и добра наживать.
- В некотором царстве, в некотором государстве.
- Жили−были старик со старухой.
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
В какой сказке есть троекратные повторы?
|
Зачин:
- В некотором царстве, в некотором государстве.
- Жили−были старик со старухой.
Концовка:
- И стали они жить−поживать и добра наживать.
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
Троекратные повторы − это действие, событие, слова, которые повторяются три раза. Например, сказка «Царевна-лягушка», сказка «Конёк-Горбунёк».
|
19. Какие прочитанные сказки ты бы поместил бы ты в следующих книгах? |
В первую книгу «Сказки о животных» можно поместить такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Лиса и Журавль», «Лиса и тетерев», «Гадкий утёнок», «Гуси-Лебеди».
Во вторую книгу «Волшебные сказки» можно поместить такие сказки − «Морозко», «По щучьему велению».
В третью книгу «Сказки» можно поместить такие сказки − «Каша из топора», «Снегурочка».
|
20. Прочитай разговор (диалог) героев. Угадай, из какой сказки взяты эти строки.
− Здравствуй, сестрица!
− Здравствуй, братец!
− Дай мне рыбки!
− Налови сам, да и кушай.
− Я не умею.
− Эка, ведь я наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь…
|
Эти строки взяты из сказки «Лиса и Волк». |
21. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
• какой месяц год кончает;
• в чём особенности декабря?
|
Для того, чтобы подчеркнуть, какой месяц год начинает, используют слово декабрь, потому что этот месяц служит первым месяцев зимы и двенадцатым месяцем года. |
22. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе "Устное народное творчество"? Какие из них тебе понравились больше всего? Составь о них рассказ. Дополнительную информацию найди в энциклопедии или Интернете. |
В разделе "Устное народное творчество" представлены изделия Хохломы, дымковской и соломенной игрушки, а также филимоновской игрушки.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка — русская народная игрушка. Зародилась она около четырехсот лет назад в слободе Дымково близ города Вятка (ныне город Киров). Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках. Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведенным на молоке, сейчас используют современные краски. Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие, малиновые. Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Дымковская игрушка очень нарядная. Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.
|