ФЕДОРИНО ГОРЕ
1. Подготовьте с друзьями чтение стихотворения по ролям: определите действующих лиц, уточните реплики, решите как, с какой интонация надо их произносить.
В стихотворении очень много действующих лиц. Действующие лица, которые имеют слова — коза, ножи, кастрюли, сковорода, самоварище, бабушка Федора, корыто, кочерга, фарфоровые блюдца, коты, тарелки, курица, медный таз, чайник, скалка, чашка, утюги. Реплики вначале нужно читать с огорчением и с обидой, потому что Федора не следила за свой посудой. Уже в конце когда Федора пообещала всех вымыть — читать реплики надо весело и радостно. Потому что все обрадовались, что наконец они будут чистые.
2. В рабочей тетради даны советы, как лучше организовать работу.
3. Чем интересна сказка по содержанию? Что тебе в ней понравилось? Найди и прочитай строки, в которых содержится ответ на вопрос: почему Федору постигло горе?
Сказка интересна по содержанию своим множеством персонажей и сюжетом. Вначале Федора не следила за своим домом, посудой, предметами быта и они очень огорчились и убежали от нее. Предметы по тесту оживают и показывают свои эмоции. Сказка очень поучительна — нельзя быть неряшливыми и следить за своими предметами, домом. Федору постигло горе и это видно в таких строках:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Били, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"
4. Подумай, зачем сказочник превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа? Зачем он вводит в сказку такие слова: "дзинь-ля-ля", "бу-бу-бу"?
Автор превращает посуду в живые существа, для того чтобы передать эмоции посуды. Ее не мыли, не следили за ней. Читателю сразу становится понятно, что всегда нужно следить за своими вещами и содержать их в чистоте. Такие слова, как "дзинь-ля-ля" и "бу-бу-бу", автор использует для большей передачи звуков посуды и их эмоций.
5. Какой мы видим Федору в начале и в конце сказки: неряшливой, ленивой, заботливой?
Вначале произведения Федора очень неряшлива и ленива, в доме у нее грязно, посуда не помыта и не убрана. Посуда сбежала от нее. Когда она их догнала, то пообещала, что станет заботиться о них и всех перемоет. Федора поняла свои ошибки и вся посуда поверила ей, простила.
6. Догадайся, как автор относится к Федоре: сочувствует, осуждает, жалеет?
Поэт не осуждает героиню своей сказки Федору. Больше он жалеет посуду и предметы быта старухи. Чуковский хочет донести читателю, что нельзя быть неряшливыми и ленивыми. Всегда нужно проявлять заботу к предметам, которые нас окружают.
7. Обрати внимание, как развиваются события в сказке, с какого эпизода они начинаются. Почему?
События сказки начинают происходить с побега посуды и предметов быта от Федоры. Это заинтересовывает читателя тем, что становиться интересно — почему же на самом деле сбегает посуда? что же случилось с ней? Дальше животные пытаются остановить всех, но обида у всех очень велика и они не хотят возвращаться. Когда Федора осознает свои ошибки — все становится на свои места.