1. На какие четыре типа подразделяют химические реакции?
2. Может ли простое вещество образоваться в результате реакции: а) соединения; б) разложения; в) замещения; г) обмена? Ответ поясните.
3. Из схем реакций, приведённых в задании 9 (см. с. 49), выпишите отдельно схемы реакций: а) соединения; б) разложения; в) замещения; г) обмена; д) не относящихся ни к одному из четырёх типов.
4. Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций и определите типы реакций:
а)
CaO + HCl ⟶ CaCl2 + H2O;
Na + I2 ⟶ NaI;
Zn + CuSO4 ⟶ Cu + ZnSO4;
Ba + O2 ⟶ BaO;
Mg + N2 ⟶ Mg3N2.
б)
AgNO3 ⟶ Ag + NO2 + O2;
AgF + Na2S ⟶ Ag2S + NaF;
HgO ⟶ Hg + O2;
MnO + O2 ⟶ Mn3O4;
Cu + O2 ⟶ CuO.
5. Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Напишите уравнение этой реакции. К какому типу она относится?
6. Напишите уравнение реакции получения сульфида железа FeS из простых веществ. К какому типу она относится?
7. Напишите формулу любого вещества, которое можно получить с помощью трёх разных типов реакций. Напишите уравнения этих реакций.
Лабораторные опыты
Лабораторный опыт 5. Окисление медной пластинки.
Возьмите пинцетом медную пластинку или проволоку и внесите её в пламя спиртовки. Что наблюдаете? Образующийся чёрный налёт – это оксид меди CuO. Напишите уравнение реакции. Определите тип реакции.
Лабораторный опыт 6. Разложение малахита.
Положите в сухую пробирку немного порошка малахита. Какого он цвета? Нагрейте пробирку в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Какая жидкость конденсируется на стенках пробирки? Зажгите лучинку и внесите её в пробирку. Что происходит? О выделении какого газа это свидетельствует? Перечислите вещества, образующиеся при разложении малахита. Напишите уравнение реакции. Определите тип реакции.
Лабораторный опыт 7. Взаимодействие железа с раствором медного купороса.
Заполните пробирку примерно на одну треть раствором медного купороса. Обратите внимание на цвет раствора. Опустите в пробирку железный гвоздь. Что происходит? Как изменяется цвет раствора? Чем покрывается поверхность гвоздя? Напишите уравнение реакции. К какому типу она относится?
Творческие задания
1. Подумайте и объясните, чем затвердевание цемента принципиально отличается от затвердевания расплавленного олова.
2. В состав ядовитого вещества, называемого свинцовым сахаром, входят атомы углерода, водорода, кислорода и свинца. Содержание самого тяжёлого атома равно 6,7%, а самого лёгкого – 40%. О каких процентах – массовых или атомных – идёт речь?
3. Справедливо ли утверждение, что все сладкие на вкус вещества не ядовиты, а все горькие опасны для здоровья?
4. В солонку с поваренной солью случайно насыпали сахарный песок. Предложите способ разделения такой смеси.