1. Перечислите важнейшие классы неорганических соединений. Дайте определение каждого класса.
2. Какие оксиды называют основными; кислотными? С какими веществами они реагируют?
3. Какие свойства являются общими: а) для всех оснований; б) для щелочей; в) для нерастворимых оснований?
4. Неизвестный оксид растворяется в воде с образованием раствора, окрашивающего лакмус в красный цвет. Какой вывод можно сделать о характере свойств этого оксида? Будет ли он реагировать с соляной кислотой, гидроксидом натрия, хлоридом натрия, оксидом кальция? Ответ обоснуйте.
5. Рассмотрите генетическую связь между классами неорганических веществ на примере магния и углерода. Напишите уравнения реакций.
6. Напишите уравнения реакций, характеризующие следующие превращения:
а) Mg ⟶ MgO ⟶ MgCl2 ⟶ MgCO3 ⟶ Mg(NO3)2;
б) S ⟶ SO2 ⟶ Na2SO3 ⟶ BaSO3 ⟶ SO2;
в) Na ⟶ NaOH ⟶ Na2SO4 ⟶ NaCl ⟶ NaNO3;
г) Fe ⟶ Fe2O3 ⟶ Fe(NO3)3 ⟶ Fe(OH)3 ⟶ Fe2O3 ⟶ Fe ⟶ FeCl2;
д) CuSO4 ⟶ Cu ⟶ CuO ⟶ CuSO4 ⟶ Cu(OH)2 ⟶ CuO ⟶ Cu;
е) CuSO4 ⟶ FeSO4 ⟶ Fe(OH)2 ⟶ FeSO4 ⟶ FeCO3 ⟶ CO2;
ж) P ⟶ P2O5 ⟶ Na3PO4 ⟶ Ca3(PO4)2 ⟶ H3PO4 ⟶ AlPO4;
з) Ca ⟶ Ca(OH)2 ⟶ Ca(NO3)2 ⟶ CaSO3 ⟶ SO2 ⟶ H2SO3 ⟶ Na2SO3;
и) Al ⟶ AlCl3 ⟶ Al(NO3)3 ⟶ Al(OH)3 ⟶ Al2O3 ⟶ Al2(SO4)3;
к) Ba(NO3)2 ⟶ HNO3 ⟶ Mg(NO3)2 ⟶ Mg(OH)2 ⟶ MgO ⟶ MgCl2.
7. Сколько реакций необходимо провести, чтобы из меди получить сульфат меди (II)? Напишите уравнения этих реакций.
8. Получите карбонат кальция четырьмя различными способами.
9. Расположите предложенные вещества в порядке, характеризующем генетическую связь классов веществ, составьте уравнения реакций:
а) оксид фосфора (V), фосфат калия, фосфор, фосфорная кислота;
б) гидроксид бария, оксид бария, карбонат бария, барий;
в) оксид меди (II), гидроксид меди (II), медь, сульфат меди (II).
10. Как получить хлорид кальция из нитрата кальция, используя карбонат калия и соляную кислоту? Напишите уравнения реакций.
11. Предложите три способа получения углекислого газа.
12. При действии серной кислоты на пероксид бария образуется пероксид водорода. Напишите уравнение реакции.
13. Как получить: а) из хлорида натрия сульфат натрия; б) из сульфата железа (III) оксид железа (III)? Напишите уравнения реакций.
14. Как из оксида железа (III) в две стадии получить гидроксид железа (III)? Напишите уравнения реакций.
15. Напишите уравнения реакций получения: а) хлорида меди (II) из нитрата меди (II); б) карбоната бария из карбоната кальция.
16. Даны следующие соли: нитрат серебра, карбонат магния, сульфид железа (II), сульфит калия, нитрат свинца (II). Какие из них будут реагировать с соляной кислотой с образованием: а) осадка; б) газа? Напишите уравнения реакций.
17. Определите недостающие звенья цепочек, характеризующих генетическую связь веществ:
а) S ⟶ ? ⟶ H2SO3 ⟶ CaSO3
б) Fe ⟶ Fe2O3 ⟶ ? ⟶ Fe(OH)3
в) Ca ⟶ ? ⟶ ? ⟶ Ca(NO3)2
г) SO3 +H₂O ⟶ ? +Mg ⟶ ? +NaOH ⟶ ?
д) Mg(OH)2 t ⟶ ? +HCl ⟶ ? +KOH ⟶ ? +H₂SO₄ ⟶ ?
18. Ниже приведены пары веществ:
а) оксид металла и водород;
простое вещество и кислород;
активный металл и кислота;
б) основный оксид и вода;
кислотный оксид и вода;
основный оксид и кислота;
в) основание и кислота;
основный и кислотный оксиды;
кислотный оксид и щёлочь;
г) соль и щёлочь;
соль и кислота;
соль и соль.
Вещества каких классов образуются в результате их взаимодействия? Приведите конкретные примеры.
Творческие задания
1. Любая классификация условна. Приведите несколько примеров соединений, которые не укладываются в схему, приведённую в учебнике (схема 8, с. 163).
2. Твёрдый гидроксид натрия при хранении на воздухе сначала расплывается, а затем превращается в белый порошок, реагирующий с кислотами с выделением газа. Объясните эти факты.
3. При внутренней отделке зданий штукатурят стены – их обрабатывают взвесью гашёной извести (гидроксида кальция) в воде. Что происходит при "высыхании" штукатурки на воздухе? Предложите способ, позволяющий ускорить "высыхание".
4. Пользуясь таблицей растворимости, найдите кислоты и основания, которые не вступают друг с другом в реакцию нейтрализации.
5. Приведите примеры веществ, растворы которых нельзя хранить в цинковом ведре.