1. Что понимают под физическим явлением, химической реакцией?
2. Перечислите признаки химических реакций. Приведите примеры.
3. Какие явления из перечисленных ниже относятся к физическим, а какие – к химическим: а) образование инея на деревьях; б) испарение этилового спирта; в) горение свечи; г) вытягивание медной проволоки; д) пожелтение листвы деревьев; е) плавление алюминия; ж) таяние снега; з) прогоркание масла; и) взрыв петарды; к) кристаллизация соли; л) отбеливание ткани; м) ржавление лезвия ножа; н) очистка лезвия ножа от ржавчины наждачной бумагой? По каким признакам вы отличили химические явления?
4. Приведите примеры физических явлений, сопровождающихся: а) выделением энергии; б) изменением окраски.
5. При разбавлении раствора перманганата калия окраска раствора меняется. Как вы считаете, можно ли говорить о том, что имело место химическое явление?
6. Приведите примеры химических реакций, протекающих: а) при нагревании; б) под действием света.
7. Что изучает химия?
Лабораторный опыт 3. Физические явления и химические реакции
1. Нагрейте в фарфоровой чашке кусочек парафина. Что вы наблюдаете? Как только парафин превратится в жидкость, погасите спиртовку. Что происходит с расплавленным парафином? Изменились ли свойства парафина? Какое это явление?
2. Поместите в пробирку немного сахарного песка и нагрейте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?
3. Прилейте к раствору соды раствор хлорида кальция. Что вы наблюдаете?
4. К осадку, образовавшемуся в предыдущем опыте, добавьте соляную кислоту. Что вы наблюдаете? Внесите в пробирку горящую лучинку, не дотрагиваясь ею до жидкости. Что произошло с лучинкой? Об образовании какого газа это свидетельствует?
5. Налейте в пробирку раствор медного купороса. Добавьте к нему нашатырный спирт (раствор аммиака). Что вы наблюдаете? На основании проведённых опытов сделайте вывод о том, чем физические явления отличаются от химических реакций. Перечислите признаки химических реакций.