2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
Слово «вещий» означает ведающий, человек, который предвидит будущее. В большей степени это определение относится к кудеснику, т.к. именно он предсказывает будущее.
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Эпитет “престарелый” говорит о преклонном возрасте человека, а слово “вдохновенный” имеет совершенно иное значение. Это человек, которого вдохновили свыше, сам Господь даровал ему этот дар.
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям
о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Слово “смирный” означает спокойный, это описание коня. Слово “верный” уже говорит не только о коне, но об отношении коня к хозяину. Верный конь гораздо дороже хозяину, чем смирный.
Литература и другие виды искусства
1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие виды изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)?
Летописный текст пересказать легче, т.к. он значительно меньше по объему и не в стихах. Балладу Пушкина лучше инсценировать или читать по ролям. Она более красочная, в ней прописаны детали, есть описание героев, их внешнего вида, эмоций.
На мой взгляд предпочтительно тексты иллюстрировать живописью, летопись можно графикой.
2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?
Мои представления о героях схожи с изображением их на картине В.И. Васнецова. Если бы мне предложили сделать памятник по произведению «Песни о вещем Олеге», то я бы изобразил на нем и старца и князя Олега. На мой взгляд, момент их встречи является главным эпизодом песни. Старец был бы седой, в простом одеянии, спокойный, с мудрым выражение лица. Олег был бы верхом на коне, гордый, смелый, бесстрашный. Он смотрел на старца свысока.
Мой памятник был бы из дерева.
3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге».
Сценарий диафильма:
1. Встреча князя Олега с кудесником.
2. Прощание с конем.
3. Княжеский пир.
4. Князь Олег на могиле коня.
5. Тризна Олега.
Учимся читать выразительно
Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, передайте при чтении собственное отношение к событиям и героям, характерам персонажей произведения.
Подготовка к выразительному чтению.
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня...»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Я думаю, что чтец уверен, что Олег действительно верил кудеснику. Он называет кудесника “любимец богов”. В те времена религия была очень сильна. Если бы князь не верил, то не стал бы просить старца открыть ему правду и предлагать дар.