Страница 36 - ГДЗ Литература 7 класс Учебник Коровина, Журавлев, Коровин Часть 1

Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Издательство: Просвещение

Тип: Учебник

Версия: 2023

Размышляем о прочитанном

1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?

На мой взгляд, А. И. Одоевский тонко постиг суть выраженной Пушкиным идеи, чувствительно откликнувшись на его стихотворение, вкладывая в него надежду на близкую свободу.

2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?

“Меч” – метафора борьбы за свободу против самодержавия.

«И братья меч вам отдадут» - единомышленники закончат начатое дело.

«К мечам рванулись наши руки» - люди не собирались сдаваться, а готовы были сражаться. Одоевский поддерживает позицию Пушкина.

3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и отдать, вернуть меч» рыцарю. Вспомните уроки по истории Средних веков.

Меч для рыцаря – самое важное. Отобрать у него меч – значит лишить звания.

Вручить меч после освобождения – дать свободу, возможность бороться за свои права и идеалы с поддержкой остальных.

Версия: 2019

3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Садко оказался «во синем море» в качестве жертвы царю морскому. Садко с дружинниками кинул  жребий - кому отправится в синее море. Жребий Садко утонул, что означало, что именно купца требует морской царь к себе.

Заснул на дощечке на дубовоей.

Проснулся Садко во синем море..

Увидел Садко: во синем море

Стоит палата белокаменная.

Заходил Садко в палату белокаменну:

Сидит в палате царь морской,

Голова у царя как куча сенная.

Путешествие при помощи святого Миколы Можайского закончилось возвращением  Садко в Новгород, где он встретил свою дружину и жену молодую.

4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Царь морской за игру Садко на гуслях хотел пожаловать девицу-красавицу.

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение былины, обратив внимание на описание «палат белокаменных».

Подготовка к выразительному чтению.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину?

Какой теме она посвящена?

Былину «Илья Муромец и Соловей разбойник» можно отнести к киевскому циклу. Главная тема былина - защита земли от врагов.

В былине рассказывается о том, как Илья Муромец ехал в Киев прямой дорогой, на которой встретил  врага - Соловея-разбойника и победил его,  освободив дорогу.

2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой, потому что направлялся в Киев служить князю и защищать земли русские.

Победить Соловья-разбойника Илье помогла его храбрость, сила, желание очистить землю от врага.

Отношение народа к Илье Муромцу уважительное. Народ восхищается силой богатырской и его смелостью. В былине это отношение передается при помощи эпитетов (удаленький дородный добрый молодец, славный богатырь да святорусский). С героями сказок Илью сближает великая сила, ловкость, борьба со злом и, конечно,  победа над врагом.

Илья Муромец предстает перед нами сильным русским богатырем. Он высокий, суровый, “дородный добрый молодец”. Одежда на нем богатырская: рубаха, порты, сапоги, кольчуга, шлем. Всегда наготове лук и колчан со стрелами.

4. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают передать отношение народа к земле русской, к её героям, а также делают былину более напевной, ритмичной.

5. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья разбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя проявились такие черты Ильи Муромца, как смелость, вера в свою правоту.  Илья Муромец хочет освободить людей от Соловья-разбойника, чтобы перестал он тиранить людей, “вдовить жен”, “сиротать детушек”.

Илья Муромец говорит:

Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

6. Как вы понимаете концовку былины?

А тут Соловью ему й славу поют,

А й славу поют ему век по веку!

Последние строки былины говорят о том, что слава о победе Ильи над Соловьем разбойником передается из века в век, народ будет помнить этот подвиг всегда.

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение эпизода поединка Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Обратите внимание на использование в былине повторов, особенностей ритма, речевую характеристику персонажей.

Подготовка к выразительному чтению.

Устное народное творчество, живопись, музыка

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например, картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстраций Н. Рериха, художников Палеха и пр.

Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас?

Мне известны картины В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», Н. Рериха «Богатыри проснулись», «Илья Муромец», И. Репина «Садко».

Музыкальные произведения: пьеса М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; опера Н.А. Римского­-Корсакова «Садко».

https://dagdz.ru/7-klass/7-literatura/literatura-7-klass-uchebnik-korovina/7-literatura-uchebnik-korovina-1-page-36.html
Страница 36 - ГДЗ Литература 7 класс Учебник Коровина, Журавлев, Коровин Часть 1
0 / 5 (Кол-во оценок: 0 )