1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
Актёр передаёт отношение автора к герою рассказа интонацией, нотками иронии в голосе.
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
Актер пытается показать сложное положение надзирателя Очумелова. С одной стороны - преступление, за которое собака должна понести наказание, и Очумелов так решил. С другой стороны - это собака, возможно, генерала Жигалова, что совершенно меняет дело. Мысли Очумелова закрутились в другую сторону. Он сомневается, его бросает то в жар, то в холод.
3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе… Шустрая такая...» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?*
Приём резкого противопоставления в художественном произведении называется контраст. Актёр достигает противопоставления в художественном чтении с помощью интонации, разной эмоциональной окраски голоса, силы звучания. Когда надзиратель не думал, что собачка генеральская, то он строгим, резким и уверенным голосом приказывает «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё». Когда же появляется возможность, что собачка генерала, тон смягчается, становится тише, добрее:
“— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.”
4. Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.
Подготовка к чтению рассказа по ролям.
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?
Поведение надзирателя Очумелова кажется смешным и горестным одновременно. Смешно читать его переменчивое отношение к собаке, его заискивающий тон. Но одновременно становится грустно, что такие “хамелеоны” существуют в органах правопорядка.
Фамилии чеховских героев помогают понять их характеры. Чехов не зря дал им фамилии: Очумелов (обезумевший) и Хрюкин (похожий на свинью).
2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию.
Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
Очумелов вначале идет важно, спокойно, кругом тишина, негде и незачем развернуться его деятельности. При появлении собаки герой «делает полуоборот налево и шагает к сборищу». Автор относится к герою отрицательно, без симпатии.
Обороты речи полицейского надзирателя кажутся смешными:
“По какому это случаю тут?”
“Это ты зачем палец?”
“Как оштрафуют его, мерзавца,так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!”