1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? |
В данном случае эпиграф - это завязка, она дает представление о том, что будет описано в сюжете далее. |
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону? |
Очевидно, этот человек испытывает глубокую любовь к природе и проявляет к ней уважение. Красота природных явлений контрастирует с трудными и тяжелыми условиями труда. |
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
Как вы понимаете следующие строки?
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе...
Какая мысль выражена антитезой?
|
Голод, призванный царем, властвовал над миром, поскольку он определял его ход. Человек обязан усердно трудиться, чтобы обеспечивать себе выживание и питание, избегая смерти от голода. Антитеза заключается в следующей мысли: люди оживили землю, ранее не плодородную, но при этом собственную жизнь они потеряли. |
4. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаем из их песни, какое чувство она вызывает? |
Их высказывания говорят о мирных людях, следующих Божьим заповедям. Из песни мы получаем представление о том, насколько трудной была жизнь этих людей, как они испытывали голод и сталкивались с несправедливостью. Эта композиция оставляет глубокое и тревожное впечатление. |
5. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем? |
Поэт питает веру, что все будет хорошо, в бесстрашный и стойкий русский народ, который прокладывает свой путь вперед. Некрасов подчеркивает, что эти перемены не наступят сразу, и он сам не доживет до их реализации. |
6. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о нем? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять? |
«Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора…»
Генерал с презрением высказывается о простом народе. Автор несогласен:
«Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему».
|
7. Почему стихотворение обращено к детям? |
Поэт выражает надежду на то, что он сможет вдохновить детей на веру в справедливость и возможность изменить порядок в мире. |