1. Найдите в тексте отрывка слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила». |
Я думаю, что поэта на создание поэмы вдохновили русские сказки. В своем произведении он упоминает события и героев народных сказок: “избушка там на курьих ножках”, “царевна там в темнице тужит”, “там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой”, “там царь Кощей над златом чахнет”.
А о том, что все связано с Россией говорится в словах: “Там русский дух … там Русью пахнет!”. Также Пушкин пишет о таких персонажах как, например, русалка, леший, которые в Древней Руси ассоциировались с нечистой силой.
|
2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои. |
В отрывке действуют персонажи русских народных сказок:
Леший – сказка “Диво-дивное, чудо-чудное”, “В няньках у Лешего”;
Баба-яга – “Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”, “Финист ясный сокол”;
Кащей – “Марья Моревна”, “Кощей Бессмертный”.
|
3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества. |
В произведениях устного народного творчества встречаются словосочетания дуб зеленый, невиданные звери, курьих ножках, русский дух. |
4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит. |
дол – долина;
дядька – родной дядя (ранее, на Древней Руси, так называли слугу сына в семье богатого человека);
тужит – грустит, горюет.
|
5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:
а) злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой;
б) брег, побережье, берег, прибрежный.
|
а) Злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой. Общий корень и чередование гласных: злат, злащ, золот.
Злато – это золото; позолота – это золотое напыление на предмет, позлащенный – позолоченный, то есть покрытый небольшим слоем золота; золотой – это прилагательное, образованное от слова “золото”; золотить – покрывать золотом что-либо.
б) Брег, побережье, берег, прибрежный. Общий корень брег, берег, бреж.
Брег – это берег, то есть земля, которая находится непосредственно возле водоема; побережье – полоса вдоль берега моря, озера, реки; прибрежный – территория земли, которая находится близко к водоему.
|
6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова? |
Это стиль сказок Пушкина. Старославянские слова придают авторским произведениям характер русских народных сказок. |
7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчеркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества. |
Неведомые дорожки, невиданные звери, кот ученый, из вод выходят ясных, грозного царя, русский дух – это литературные эпитеты, которые Пушкин использовал, чтобы усилить впечатление от вступления в сказку. Эти слова завораживают, сразу хочется узнать, что же дальше. |