Вопросы к странице 230-231 - ГДЗ Литература 5 класс Учебник Меркин Часть 1

Автор: Меркин Г.С.

Издательство: Русское слово

Тип: Учебник

1. Определите главную тему “Ночи перед Рождеством”.

Главная тема произведения – это народная жизнь типичных сельских персонажей Малороссии – сильного и ловкого кузнеца, самовлюбленной красавицы, глупого богатея, хитрой селянки и других. Чтобы приблизить сюжет к сказке, писатель ввел в повесть мифических персонажей – ведьму, черта, знахаря. Как и в сказке, в повести затрагивается тема добра и зла.

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие – смех? Почему?

Можно сказать, что сочувствие вызывает кузнец Вакула. Красавица Оксана с издевкой относилась к попыткам Вакулы привлечь ее внимание.

Немного жалко Чуба. Он расстроился, когда узнал, что Солоха имела еще поклонников.

По-большому счету, жалко черта. Вакула обращался с ним немного жестко.

3. В чём комизм ситуации, в которую попадают гости Солохи? Какие еще эпизоды показались вам смешными?

Комизм ситуации в том, что гости Солохи не подозревают о существовании соперников, которые находятся совсем рядом. Смешным кажется черт, который как настоящий кавалер ухаживает за ведьмой и один только знает кто к ней еще ходит. Хочется улыбаться, когда Чуб в шутку высказывает Солохе о том,что подозревает ее в измене. Но в его шутке оказалась правда.

Еще интересен эпизод, когда Чуб заплутав в метели, вышел к своей хате. Он не распознал свое жилье и притворился прохожим, когда Вакула спросил кто он и что ему надо. То есть Чуба выгнали из собственного дома и отлупили из-за его глупости и трусливости.

Другой интересный момент – драка кумовой жены с кумом и ткачом за мешки. Писатель так подробно и юмором описывает гнев и изумление женщины, что совершенно забываешь о ее характере болтушки и лентяйки.

4. Как вы думаете, смех Гоголя в “Ночи перед Рождеством” злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Смех Гоголя в произведении “Ночь перед Рождеством” добродушный. Он не говорит о своих героях плохо, а лишь слегка высмеивает их недостатки. Он не дает оценок персонажам, просто подробно описывает особенные черты характера, чтобы читатель мог представить себе героя сказки. Даже представитель нечистой силы выглядит смешным, а не страшным, особенно в моменте, когда начинает ухаживать за Солохой.

5. Какие события повести вы отнесете к бытовым, какие – к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

К бытовым относятся моменты, когда Чуб с кумом пошли к дьякону на попойку или колядование парубков и девчат, когда они гурьбой ввалились в хату к Оксане. Еще обыденное дело – любование собой Оксаны перед зеркалом, ухаживание Вакулы, описание замешательства Чуба, когда он не мог решиться – остаться дома или пойти к дьяку и многие другие.

Фантастические эпизоды – полет ведьмы и черта, как черт метель устроил или спрятал месяц, поглощение вареников Пацюком, полет Вакулы на черте, как ведьма спрятала “гостей” по мешкам.

6. За что “черт поклялся мстить кузнецу”?

Черт поклялся мстить кузнецу за то, что тот изобразил его в неприглядном виде на церковной стене. Вакула нарисовал как святой Петр изгонял черта из ада, а его били и кидали в него поленья. Также черт держал на кузнеца обиду, потому что не получилось помешать творить картину с участием нечистой силы.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести “Ночь перед Рождеством”?

В повести писатель воссоздал традицию колядовать перед Рождеством. В ночь перед праздником молодые люди (парубки и дивчата) ходили по улице, пели веселые песни, играли в игры. Они стучали в двери, а открывшим людям пели песни о рождении Христа, о тепле семейного очага. В ответ на старания молодых людей угощали чем-нибудь вкусным или давали деньги.

Другая традиция – есть кутью в канун Рождества. Кутья – это каша из пшеницы с сухофруктами и медом. В произведении упоминается голодная кутья, то есть постная, приготовленная без использования молока, масла и продуктов животного происхождения.

8. Определите общее и различное в характерах “сказочных” персонажей повести и фольклорных персонажей, знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Персонажи Гоголя имеют большое сходство с фольклорными героями. Например, фантастическое поведение ведьмы, когда она летает и собирает в рукав звёзды. О ней ходят разные слухи, но ей все равно. Такое отношение встречается у фольклорных сказочных персонажей, например, у Бабы яги. Черт тоже, с одной стороны, типичный фольклорный герой. Он пакостит людям (Вакуле, Чубу) по мелкому, так как в иерархии нечистой силы стоит низко и сильно вредить не может.

В тоже время у героев Гоголя есть существенные отличия от героев народной сказки. Например, Солоха – это типичная селянка, которой не чужда любовь к знакам внимания со стороны мужчин, красивым вещам, перепалкам. Она испугалась, когда сын пришел домой. А вроде ведьма и могла бы что-нибудь наколдовать. Черт тоже имеет некоторые человеческие наклонности (“не ровно дышит” к Солохе, хочет отомстить Вакуле, завидует хромому черту и прочие). Пацюк – любит покушать и большой лентяй.

Вывод: Гоголь наделяет обычных людей фантастическими возможностями, но не компенсирует этим их характерные особенности, чтобы усилить эмоциональную выразительность текста. В приоритете у писателя быт селян, рассказ об их колоритности.

9. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести “Ночь перед Рождеством”.

Повесть схожа с народной сказкой сюжетной историей. В повести также есть добрый молодец (Вакула), красавица (Оксана), злые силы (черт, ведьма). Есть задача, которую должен решить добрый молодец (привезти черевички), и счастливый конец (история заканчивается согласием Оксаны на свадьбу).

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

Задание для Вакулы от Оксаны очень похоже на сказочные испытания. С той только разницей, что в сказках обычно испытания накладывают другие персонажи, а не сама невеста.

Задание, которое дала Оксана, как и в сказках, очень трудное для исполнителя. Вакула – деревенский парень, который за пределами Полтавы нигде не был, а ему нужно посетить Петербург. Общение с высокопоставленными людьми тоже для кузнеца нелегкое дело, а ему нужно еще спросить черевички самой царицы Екатерины. Поэтому первоначально кузнец убежал “куда глаза глядят” от насмешек красавицы. Его поведение было в этот момент похоже на состояние доброго молодца из сказки, когда он “голову повесил” от расстройства, что не может выполнить условие.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Оксана – дочь Чуба. Ей стукнуло семнадцать лет. И не было ей равных по красоте в округе, по обе стороны Диканьки. У девушки было свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными глазами и приятной усмешкой. Вокруг головы были уложены длинные черные косы.

Девица была кокетливой, как все красавицы, немного высокомерной и капризной, так как была избалована вниманием молодых людей. Во фрагменте, где Оксана красуется перед зеркалом, девушку можно сравнить с царицей из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” или Танюшкой из сказки П.Бажова “Малахитовая шкатулка”.

Парни бегали за Оксаной толпой, но девица только любовалась собой и не отдавала предпочтения кому-либо. Так мало-помалу терпение у парубков кончалось и они отступали. Самый терпеливый оказался кузнец Вакула, который понимал, что девушка самолюбивая, но ничего поделать с собой не мог.

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Силач и детина, черту был противней проповедей отца Кондрата, слыл лучшим живописцем, богобоязливый человек, готовился быть решительным, не оставлял волокитства, набожный кузнец, растянулся с усердием.

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет тот факт, что Вакула – человек верующий / Свой ответ подтвердите примерами из текста.

Вакула оказался сильнее черта, потому что был сообразительнее черта и сильно верующий. Именно о набожности кузнеца постоянно упоминает писатель в повести. Эта вера помогла Вакуле в минуты слабости, когда он хотел утопиться с горя, но выкинул эту мысль из головы, решаясь на другой путь. Вера позволила выстоять перед соблазном, когда черт обещал ему Оксану за душу. Благодаря вере и соблюдению христианских традиций, Вакула не опустился до сделки с Пацюком, когда увидел как тот ест вареники со сметаной в канун праздника.

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца?

Вакула выражал свое восхищение убранством дворца, ведь раньше он подобной роскоши не видел. Его восхищало все, вплоть до медной ручки. Ему очень понравилась картина Пресвятой девы с младенцем, но работа по отделке медной ручки просто ошеломила кузнеца.

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

В этой сцене Гоголь показывает царицу идеальной великодушной государыней, для которой просьбы запорожцев за свой народ и кузнеца о черевичках одинаково важны. Поэтому слово запорожцев и просьба Вакулы прописаны рядом.

16. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести. Послушайте в электронном приложении начало произведения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину?

Чтец декламировал очень выразительно. Каждый раз, когда он описывает героя или сцену из повести, ярко представляется картина происходящего или персонаж. Он тонко передает настроение писателя и героев произведения.

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации М.С. Родионова (с. 180). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

После ухода своего отца Оксана долго прихорашивалась, кокетничала сама с собой перед зеркальцем в оловянной оправе. Она вела беседу сама с собой о том, что дескать врут люди о ее красоте. Но тут же противоречила себе и восклицала: “Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!”. Именно за этим занятием застал ее кузнец Вакула.

Оксана продолжала смотреться в зеркало, не обращая внимания на поклонника. А бедный ухажер не мог оторвать глаз от красавицы. Он стоял робко за ее спиной, переминаясь с ноги на ногу. Девушка с небольшим высокомерием одарила Вакулу взглядом и надменно спросила: “Да, парубки, вам ли чета я?”. Она считала, что ей нет пары среди деревенских парней.

В эпизоде хорошо переданы характеры героев: самолюбование, высокомерие Оксаны и робость Вакулы перед своей любимой.

18. Рассмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии» (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

На иллюстрации художник воссоздал атмосферу народного гуляния. Именно Рождество было важным праздником, а колядование – важным событием народного быта.

Картина получилась живая и светлая, несмотря на изображенное позднее время суток. Света добавляют яркий огонь лампадки на переднем плане, искрящийся под луною снег, отблески церковной маковки, белые стены хат, отблеск света в окне на заднем плане.

Художник смог передать атмосферу праздника. На переднем плане толпа молодых людей (парубков, дивчат и ребятишек) колядуют у хаты. В ночь перед Рождеством принято было воспевать рождение Христа и желать благополучия дому, хозяевам, которые дали угощение колядующими. Рядом художник изобразил зимние забавы молодежи: катание по снегу, кидание снежков. Живость картине придают мелкие детали, например, брошенная на снег одежда, соломенная крыша хаты.

Минуты творчества

Создайте иллюстрации (нарисуйте или опишите их) к наиболее комичному, с вашей точки зрения, эпизоду "Ночи перед Рождеством".

1. Иллюстрация: "Санта-Клаус и оленята в спешке"

На картине изображен Санта-Клаус, пытающийся собрать своих оленей перед вылетом на доставку подарков. Однако оленята, возбужденные предстоящим путешествием, бегают вокруг него в полном беспорядке. Один олень стоит на задних ногах, пытаясь достать ветку с морковкой, другой прыгает через подарочные коробки, а третий пытается спрятаться от Санты-Клауса, прячась за ёлку. Весь этот хаос вызывает улыбку и заставляет зрителя задуматься о том, как же Санте-Клаусу удастся всё успеть.

2. Иллюстрация: "Санта-Клаус встречает препятствия"

На этой иллюстрации изображен Санта-Клаус, который пытается проникнуть в дом через дымоход, но оказывается, что он застрял на полпути. Его ноги торчат из дымохода, а он сам выглядит смущенным и неуклюжим. В то же время, дети, стоящие возле дома, смеются и радуются этой забавной ситуации. Весь этот эпизод создает комическую картину, показывая, что даже у Санты-Клауса могут возникнуть нелепые ситуации.

https://dagdz.ru/5-klass/5-literatura/literatura-5-klass-uchebnik-merkin/5-liter-uch-merkin-1-vopr-k-str-230-231.html
Вопросы к странице 230-231 - ГДЗ Литература 5 класс Учебник Меркин Часть 1
0 / 5 (Кол-во оценок: 0 )