1. Подумайте, какая репродукция могла бы служить иллюстрацией к сказу П.П.Бажова? |
К сказу “Каменный цветок” можно подобрать множество репродукций, но одной из наиболее подходящих и символических является картина “Аленький цветочек” Виктора Васнецова. Эта картина олицетворяет красоту и силу природы, а также человеческую любовь и стремление к идеалу. |
2. Расскажите об отношении Данилушки к миру окружающей его природы. |
Можно предположить, что Данилушко относился к миру природы с большим уважением и любовью. Он был талантливым мастером, который умел видеть и ценить красоту в природных материалах и формах. Данилушко стремился сохранить и передать естественные линии и цвета камней. Это говорит о его бережном отношении к природе и желании использовать ее ресурсы гармонично и привлекательно. |
3. Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках? |
Во-первых, рассказ бабушки Вихорихи служит вызовом для Данилушки и мотивирует его на поиски этих мифических цветов.
Во-вторых, отражает народные представления о том, что в природе существуют скрытые сокровища и тайны, которые могут быть открыты только людям с особыми качествами в характере и знаниями.
В-третьих, служит для раскрытия характера Данилушки: его любознательности, упорства, стремления к саморазвитию и познанию мира. В результате поисков “неоткрытых” цветов Данилушко становится более опытным и мудрым.
|
4. Расскажите о жизни мальчика до его прихода к мастеру Прокопьичу. |
Данилко был круглым сиротой и до прихода к мастеру жил в барском доме. Его пристроили казачком, то есть сбегать куда, принести чего. Но мальчик оказался негодным к такой службе по причине того, что всегда отвлекался от поручений, чтобы поглядеть на какое-нибудь искусство. Вначале его наказывали за это, а потом перестали.
Отправили Данилушку пасти коров. Здесь и случилась беда – одна корова отбилась от стада и ее задрали волки. Мальчик сильно наказали, а потом, когда его выходила бабка Вихориха, сослали к Прокопьичу.
|
5. Почему старый мастер Прокопьич так быстро “потеплел” к Данилушке? |
Прокопьичу пришлось по душе любознательность и чувство красоты у мальчика. Кроме того, Данилушко не испугался сурового мужика. |
6. Прочитайте текст от слов: “Погрозился так-то, ушел, а Прокопьич дивуется…” до слов: “Что еще знаю, всё тебе открою... Не потаю”. Где в приведённом фрагменте выражено отношение Прокопьича к Данилушке? |
Отношение Прокопьича выражено в словах “– Сыночек, – говорит, – милый, Данилушко…”. А также предложение “У Прокопьича даже слезы закапали, - до того ему это по сердцу пришлось.” говорит о том, что старому мастеру нравится смекалистость ученика. А каждый учитель любит свое дело и каждому хочется, чтобы другие также относились к его начинанию. |
7. Определите тему фрагмента, дайте ему название. |
Темой является становление Данилушки, как мастера, через испытания, наложенные приказчиком. Фрагмент можно озаглавить так: “Испытание Данилы-мастера”. |
8. Прочитайте: “Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано – чужое охаять мудрости немного надо, а свое придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про другое думает”. Найдите в этом отрывке афоризм. |
Афоризм: “Чужое охаять мудрости немного надо, а свое придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься”. |
9. О какой Хозяйке говорил Данилушке старый мастер? Что вы узнали о ней, прочитав сказ Бажова? |
По преданиям в недрах Уральских гор живет Хозяйка Медной горы. Это хранительница природных ископаемых Урала. Ее увидеть не каждому дано. Только чистым душой и талантливым людям царица показывается сама и раскрывает тайну земных недр. По описаниям увидевших и бывалых стариков Хозяйка медной горы – это молодая красивая женщина с длинной черной косой и в роскошной одежде, отливающейся цветами драгоценных и полудрагоценных камней.
По преданиям у Хозяйки служат горные мастера, те, которым владычица недр земных показала Каменный цветок. Этот цветок открывает увидевшему все знания о мастерстве, но забирает свободу.
|
10. Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень? |
Хозяйка Медной горы видела, как мучается талантливый парень. Поэтому подсобила ему и подкинула нужный камень. |
11. Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему, по вашему мнению, она не сразу выполняет просьбу Данилушки? |
Хозяйка надеялась, что Данила одумается и будет самостоятельно искать решение, как сделать чашу по своей задумке. Хотела,чтобы он подумал о близких людях, а не только о себе. Но в итоге поняла, что решение мастера неизменное и его единственное желание постичь неземное мастерство. |
12. Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в свое творенье – и разбил. Почему? |
Данила не мог достигнуть идеала в исполнении поделки, не мог показать всю красоту природного материала. Его это очень беспокоило. Разбив чашу, он надеялся, что идея, которая его преследовала, исчезнет. |
13. Объясните выражение: полную силу камня показать. |
При помощи огранки показать всю природную красоту камня. |
14. Какой эпизод сказа П. Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах? |
На иллюстрации изображен эпизод, когда Данила просил Хозяйку Медной горы показать цветок. Женщина величаво возвышается над мастером, она выше Данилы. У Хозяйки беспристрастное лицо и яркие одежды необычной расцветки, которые выдают в ней неземную натуру.
Женщина сидит с очень прямой спиной и глядит мимо мастера. Данила протянул руки к царице в немой мольбе показать ему цветок.
По характеру владычица недр холодная, рассудительная (она предлагает одуматься мастеру), справедливая (выполняет просьбу мастера, видя что его натура непревзойденного мастера требует еще совершенства).
Данилу можно охарактеризовать, как упрямого человека, добивающегося своей цели вопреки всему, настоящего мастера, преданного своему делу и мечте.
|