1. Определите тему рассказа "Васюткино озеро". |
Тема рассказа – взаимоотношения человека и дикой природы. Чтобы выжить в лесу, а тем более в таежном лесу, нужно очень хорошо знать свой край и любить природу во всех ее проявлениях. |
2. Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу? |
Мать учила сына не забывать брать с собой в лес хлеб, спички. Обязательно делать засечки на деревьях, чтобы не потерять дорогу к своим или лагерю. |
3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки. |
Васютка испугался, но сначала старался не впадать в панику и разговаривал сам с собой. Потом храбрость стала постепенно угасать. Мальчика охватило отчаяние – он слышал рассказы бывалых о том, как гибнут люди в лесу, заблудившись.
Ключевые слова: страх начал давить, бодрости хватило ненадолго, оцепенение, отчаяние охватило, страшные рассказы.
|
4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге? |
Васютке помогло знание законов природы, например, что тонкая трава растет у воды или что озера бывают проточными. Еще выучка, как нужно себя вести в лесу, чтобы не замерзнуть и не попасть животным на ужин. Например, нужно убрать костер и устроить лежанку на теплом месте от кострища. |
5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя? |
О заботливости говорят моменты, когда мальчик собирал кедровые шишки взрослым. О твердости характера говорят поступки, когда мальчик всеми силами старался найти дорогу к Енисею, “не опускал рук”. Смелость показана на протяжении всего эпизода, когда он блуждал по тайге, спал на дереве и другие моменты. Васютка оказался хозяйственным. Озеро, которое он заприметил в лесу, оказалось полное рыбы,а мальчик запомнил дорогу и привел туда взрослых. |
6. Назовите художественные средства, которые использует Астафьев в рассказе. В чем их роль? |
В своем рассказе писатель использует всевозможные средства выразительности. среди них множество эпитетов, сравнений, олицетворение, метафоры, перифразы, а также просторечные слова.
При помощи этих средств выразительности автор передает красоту и особенность природы тайги, оживляет ее, добавляет образность, помогает понять заложенный смысл произведения, окунуться в мир жителей тайги.
|
7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету ... фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку ... птицу; заполошной стаей закружились ... листья. |
Рассолодели от безделья – разленились;
нету ... фарту – не везет;
осеннюю путину – грязь;
привыкли парнишкой помыкать – заставлять выполнять разную работу;
посадить на мушку ... птицу – прицелиться;
заполошной стаей закружились ... листья – вспугнутая стая птиц.
|
8. Сформулируйте идею произведения и запишите ее. Как с ней связано название произведения? |
Идея произведения – это показать, что если любить и понимать природу, учиться жить по ее правилам, то даже дети смогут выживать при любых условиях. Надо только учиться и не проходить мимо “озер” со знаниями. Название произведения – это аллегория, которая подразумевает открытие новых знаний в уже знакомом “лесу”. |