1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нём? |
Писателю было странно и необыкновенно слышать такой многоголосый хор петухов. Ему показалось, что поют все петухи в округе, стране, мире. Песня петухов была мощная и звонкая. В ней рассказчик услышал хвалу солнцу, долгому летнему дню и прелестям лета в целом. |
2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? |
Куприным передается особое звучание петушиного пения. Писатель передает мощное звучание песни при помощи плавного перехода от неопределенного звука в начале текста до восторженного размышления вслух что же случилось с птицами и кульминацией во время восхода солнца. |
3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? |
Свое настроение писатель описывает при помощи эпитетов (наивные ароматы трав, веселый болтун-скворец, стыдливый час, восторженных петушиных голосов и др.), сравнения (обрывки ночного тумана, как тончайшая кисея), олицетворение (волна звуков катилась), риторических вопросов. |
4. Найдите в тексте рассказа слова и словосочетания, передающие звуки и краски окружающего мира. Какое настроение они создают? |
Краски передают следующие слова и словосочетания: в темных паникадилах каштанов, нежной ясности занимающегося утра, обрывки ночного тумана; все в мире становится из бледного, розового – розово-золотым, золотым; развевались атласные ленты: красные, черные и белые и другие.
Слова и словосочетания, передающие звуки: мною не слыханным звукам – мощным и звонким – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха; по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты и звонкости; увеличившись, нарастая, взмывая; чудесную музыку; нежнейшее пианиссимо и другие.
Эти слова и словосочетания, передающие звуки и краски окружающего мира, создают настроение радости, спокойствия и восхищения.
|
5. Куприн пишет: “...почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо”. Что значит – “нежнейшее пианиссимо”? |
В тексте словосочетание “нежнейшее пианиссимо” подразумевает затихающие звуки. |
6. Очень сложная задача – проиллюстрировать рассказ Куприна. Как вы думаете, почему? Если бы вы были художником-иллюстратором, что бы вы постарались передать своим рисунком? |
Проиллюстрировать рассказ Куприна “Золотой петух” сложно потому, что весь текст – это набор средств выразительности, которыми писатель хотел передать краски и звуки природы. Своим рисунком я бы постарался передать прелесть и чистоту летнего утра и звонкую мощную песню дворовых птиц. |
7. Составьте цитатный план рассказа и перескажите его от третьего лица. |
1. Не могу точно сказать, когда случилось это чудо.
2. Я не вдруг понял, что это пели петухи.
3. Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом.
4. Вот и солнце.
5. Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.
|
Живое слово
Подготовьте устный рассказ о впечатлениях от услышанного или увиденного вами в удивительном мире природы.
|
Как-то раз я со своими родителями поехал в лес за грибами и ягодами. Я не очень люблю собирать дары природы, поэтому в нашем путешествии занимался изучением природы. Она была удивительной. Лес оказался наполненным множеством звуков: пели птицы на разные голоса, слышался треск ломающихся под тяжестью ног (или лап?) сухих веток, жужжали насекомые, издали доносился гудок паровоза. Краски природы смешивались в одну большую пеструю картину: зеленый разных оттенков, коричневый, ярко-желтый.
Вдруг моя нога ступила на что-то мягкое. Это был еж. Он тут же зафырчал и стал закапываться в листья, но я успел его разглядеть. Это был, скорее всего, молодой зверек, у него были светло-серые иголки. Пока я пытался разглядеть животное, еж уже почти скрылся в листве, и лишь маленькие черные бусинки-глазки смотрели на меня из укрытия.
|